Омский русский народный хор открыл сезон программой, посвященной юбилею выдающегося балетмейстера Якова Коломейского.
В этом году исполнилось сто лет со дня рождения Якова Абрамовича. В программе «Крутись, веретенце» (6+) артисты повторили лучшие постановки мастера народного танца.
Открывал программу номер «Воротница». Это одна из первых постановок балетмейстера в Омском хоре. В качестве реквизита в нем используются рушники как символ доброжелательности и гостеприимства.
В подвале, в сундуках, при подготовке программы нашли один из рушников 1954 года, украшенный красными петухами. Омские мастерицы перенесли птиц на новое полотно. Таким образом, на сцене зрителям демонстрировали отчасти раритетную вещь. Впрочем, в каждом номере была отсылка к славному прошлому коллектива. В вокально-хореографической композиции «Крутись, веретенце» артисты вышли на сцену в сарафанах, которые надевали в этом номере еще во времена Якова Коломейского. Восстановили и легендарный танец «Чиж», когда-то покоривший самого мэтра народной хореографии Игоря Моисеева. На концерте его исполняли молодые артисты.
– Работа над этой программой длилась три месяца. Мы много советовались с ветеранами, теми, кто когда-то исполнял эти номера. Сегодня они пришли на концерт. В зале их около 50 человек. Когда шла оцифровка архивного видео, мы сидели с ветеранами в темном помещении, отсматривали записи. Они нам подсказывали некоторые элементы. Все делалось коллективно! – рассказывает начальник Омского русского народного хора Елена Ермакова.
Ветеранов Омского хора в Концертном зале встречали розами. Каждому дарили цветы. Для них эта программа была наполнена ностальгией. Яков Коломейский начал работать с коллективом в 1952 году, а с 1963 по 1981 год был главным балетмейстером. Постановки «Чай-чаек», «Ах вы, сени», «Край сибирский, богатырский» и многие другие стали визитной карточкой Омского хора. С ними артисты объехали практически весь мир.
– Яков Абрамович с большим уважением относился к артистам. Иногда он приходил в зал и говорил: «Хор, внимательно смотрите, это очень сложно!» И делал четыре шага вперед, а потом назад. Мы начинали смеяться. Но на самом деле у него все так четко было объяснено, настолько детально, что нам не надо было задумываться, что и как делать, – вспоминает заслуженная артистка РФ Ольга Хабарова. – Я очень рада видеть старые номера снова на сцене. Это греет душу. Нахлынули воспоминания о том, как я раньше работала в этом номере, как мы держали зал, какие были эмоции!
Некоторым постановкам придали современное звучание. Например, та же «Воротница» исполнялась в 1950-е годы в сопровождении одного баяна. А на концерте в наши дни артистам аккомпанировал оркестр.
– Мы обогатили партитуру мелодией, которая представляет собой вечерочную песню, записанную в селе Бергамак Муромцевского района, – «У ворот, воротичек, у ворот широких», – поясняет главный хормейстер Омского хора Галина Поддубная. – Но в то же время мы старались в вокально-хореографических композициях максимально кропотливо подойти к той стилистике, которая присутствовала в те годы. Это умение в миниатюрах создать шквал эмоций – от пианиссимо, шелеста на губах, до яркого форте, сложная динамическая партитура, многоголосие, переливы голосов.
Восстановленные номера, получившие современную аранжировку, вышли такими яркими и запоминающимися, что было принято решение включить две постановки в новогоднюю программу Губернаторской елки. А программу «Крутись, веретенце» Омский хор обещает не забывать и показывать зрителям каждые пять лет. Ведь это настоящая жизнь сибиряков, талантливо запечатленная балетмейстером в танце.
Автор Наталья Бельская