О спектакле «Дядя Ваня» в Омском академическом театре драмы

Если попытаться подобрать определение, которое могло бы объединить спектакли Георгия Цхвиравы, по крайней мере, идущие в данный момент на сцене Омской академической Драмы, да еще и так, чтобы определение это более или менее отражало суть работ режиссера, то лучшим образом этой задаче могло бы послужить, пожалуй, слово «красота».

Дело тут не только в сценографии, работе художников по костюмам, музыкальном оформлении и так далее, а в общем ощущении гармонии, создаваемой на сцене постановочной группой и в первую очередь режиссером. Потому что он отвечает за главное – красоту (а ни в коем случае не красивость) актерского существования и выстраивание вокруг последнего художественного пространства спектакля в целом.

То, что в итоге зритель видит на сцене – будь то немного угрюмый, но удивительно стильный мир межвоенного Берлина в «Трех товарищах» Ремарка, или пылающий огнем, трагический и в то же время очень живописный «Бег» Булгакова – плод этого непростого творческого труда.

Новая работа главрежа Омской Драмы – чеховский «Дядя Ваня», которым театр одновременно со спектаклем «Причал. Воздух детства» по Шпаликову в постановке Бориса Павловича открывал текущий сезон, – отчасти выбивается из означенного ряда. Нет, по-своему она тоже очень красива. Но это красота дисгармонии, асимметрии. Должная вызвать у публики чувство дискомфорта, переходящее в библейское томление духа.

Режиссер Цхвирава и художники Олег Головко и Булат Ибрагимов втискивают сюжет большой чеховской пьесы в пространство Камерной сцены, упаковывают действо в отчасти лофтовый, а отчасти антиутопичный интерьер и предельно насыщают сцену реквизитом. Так что актерам, как перебирающимся на новую квартиру домочадцам, приходится двигаться по ней с оглядкой, цепляясь одеждой за мебель, больно задевая локтями и коленями за углы.

В этом тесном мирке, где почти нет света и воздуха (иногда персонажи, переодевшись в костюмы и маски пасечников, окуривают сцену дымом, словно отгоняют пчел), чеховские герои ведут свою тщетную жизнь, из которой, кажется, нет и не будет исхода.

Эта жизнь деформирует и подавляет. Она вытравливает из души живое чувство, подменяя его, да и то лишь иногда, активизацией рефлексов. Поэтому у Ивана Петровича (Олег Теплоухов) или доктора Астрова (Артем Кукушкин) в новом спектакле Драмы нет, ну или не так много, того обаяния, которое мы помним по постановке Георгия Товстоногова в БДТ, фильму Андрона Кончаловского или более ранней версии «Дяди Вани» в Омском драмтеатре, в начале двухтысячных выпущенной Аркадием Кацем.

Теплоухов – Войницкий – это оголенный нерв, человек, не уставший даже, а до предела «выгоревший», действительно убедившийся, что жизнь его пошла прахом, и потому желчный и почти неприятный субъект.

Астров – Кукушкин противоположен ему только способом переживания боли, он не горяч, а холоден, дошедший во всем – в труде, пьянстве, отношениях с женщинами – до автоматизма. Собственно и чувство доктора, и дяди Вани к Елене Андреевне (Юлия Пошелюжная очень, кстати, воплощает здесь вполне склонную к желаниям особу) – это не любовь, а разные варианты намерения «поехать в лесничество». Просто Астров понимает это в полной мере, а Войницкий не до конца, отчего его положение – Олег Теплоухов очень убедительно воплощает всю эту сложную и трагическую палитру эмоций – еще более мучительно.

Создатели спектакля явственно подчеркивают ассоциацию между усадьбой Серебряковых­Войницких и Ноевым ковчегом. Об этой связи говорят не только бутафорские козочки­курочки, «путешествующие» по сцене от действия к действию, но и, главным образом, то самое чемоданное ощущение тесноты и толкотни в пространстве, где каждой твари по паре.

«Светило» Серебряков, Виталий Семенов играет его не только занудой­циником, но и вполне себе сибаритом, – всего лишь другое воплощение приживала Телегина-­Вафли. Вместе с женой и тещей (Элеонора Кремель) ищущий, однако по ветхозаветной этике не очень заслуживающий спасения в усадьбе – ковчеге.

Но вот Ной – дядя Ваня устал. И ковчег дальше не идет. Его пассажиров и условную команду все больше поглощает по-чеховски медленно, но явственно наступающий вокруг апокалипсис.

Антиутопия присутствует не только во внешнем мире, она уже здесь, в доме. В реализующихся фантазиях об Африке: пляшущие аборигены в масках в русской усадьбе рубежа девятнадцатого и двадцатого столетий – чем вам не психоделика? Или в ночной пьянке Астрова и Войницкого, остроумнейшим образом превращенной режиссером в сцену хирургической операции.

Спасением же для всех становится не сюжетная коллизия, связанная с отъездом четы Серебряковых в Харьков. Это просто формальность с учетом того, что содержание профессору с профессоршей по-прежнему будет обеспечиваться за счет имения. Мировоззренчески шанс, саму возможность жить дальше обосновывает окружающим Соня. И для понимания спектакля Георгия Цхвиравы, для его трактовки одной из самых значительных русских пьес это принципиальнейший момент.

В канонических постановках «Дяди Вани» Соня возрождает, хотя нет, до возрождения там далеко, скорее, побуждает Войницкого к дальнейшему существованию, апеллируя к своей вере. «Небо в алмазах» в этой связи звучит нарочито, на что многократно обращали внимание интерпретаторы, по¬этому вера в данном контексте трактовалась, скорее, как стремление к вере, труднодостижимое желание ее обрести.

У Георгия Цхвиравы Соня (Кристина Лапшина) верует только на словах. Но это не ложь и не самообман. Эта девушка не склонна поддаваться иллюзиям, потому¬то режиссер и снижает градус драматизма в сцене расставания Сони с Астровым. Никакого объяснения со стороны безнадежно любимого ею человека Соня не ждет. Кристина Лапшина тоже весьма правдоподобна в изображении непростого микса из взаимоисключающих вроде бы свойств – искренности и стоицизма.

Соня, потерявшая мать, совершенно не интересующая отца, живущая в глуши, а о любви могущая только мечтать, верить не в состоянии. Желать веры тоже, ведь наивно желать того, чего гарантированно не может быть.

Но она знает, что верить НАДО. И хотя это для нее – чистая идея, Соня понимает, что идея эта необходима. Только благодаря ей ковчег продолжит плавание. Которое, хотя бы ради тех, кто будет жить триста лет после, и есть цель.

 

Алексей Никишин

«Письма из театра»

 
По теме
 
В библиотеке впервые состоялся литературный ужин - Централизованная библиотечная система 20 февраля в литературно-музыкальной гостиной библиотеки тарчане собрались на встречу с сочинителем, поэтом, автором многочисленных публикаций в сборниках и журналах, юристом, депутатом совета Тарского городского поселения,

21.02.2020
О людях в погонах - Тарское Прииртышье ​​​​​​​С 17 февраля в Тарском художественном музее работают сразу три выставки.

21.02.2020
 
В Омске водитель на «Фиате» насмерть сбил мужчину - ИА Новый Омск Пешеход перебегал дорогу в неположенном месте. Фото: 55.мвд.рф По информации регионального УМВД, сегодня, 21 февраля, около 00:35 49-летний водитель автомобиля «Фиат Дукато» ехал по Пушкинскому тракту со стороны ул.
ИА Новый Омск
21.02.2020
Медики сообщили о состоянии экстренно госпитализированных в токсикологию омских школьниц - СуперОмск Школа № 90/фото: "Яндекс Карты" В министерстве здравоохранения Омской области уточнили информацию о состоянии семерых учениц (все они девочки,-ред.), которых 21 февраля в районе 13 часов увезли на скорой из школы № 90.
СуперОмск
21.02.2020
​​​​​​​Вечером 16 февраля водитель ВАЗ 21140 совершил смертельный наезд на пешехода.
17.02.2020 Тарское Прииртышье
img 20200213 091113.8NHmv - Художественный музей В рамках музейно-образовательного проекта "Выездной музей" тарский художественный музей организовал в детском саду № 1 выставку народного декоративно-прикладного искусства и мероприятие "Знакомство с образцами декоративн
Художественный музей
21.02.2020
Александр Бурков вручил фронтовикам и труженикам тыла юбилейную медаль «75 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.» - Министерство имущественных отношений Губернатор Омской области одновременно передал для хранения в фонды государственного историко-краеведческого музея и музея Культурного центра УМВД России коллекции медалей СССР за оборону,
Министерство имущественных отношений
21.02.2020
В преддверии празднования 75-летия со дня Победы в Великой Отечественной войне в зоне особого внимания находятся ветераны.
19.02.2020 Омская правда
​​​​​​​С 17 февраля в Тарском художественном музее работают сразу три выставки.
21.02.2020 Тарское Прииртышье
Автор Алексей Струнников Фото Евгений Кармаев В центре «Эрмитаж-Сибирь» открылась выставка архитектурных проектов «Союз двадцати одного».
19.02.2020 Омская правда
В спорте надо жить ярко     Открытие праздника состоялось на площадке у школы.
21.02.2020 Газета Таврические новости
Автор Евгений Орлов Фото Евгений Кармаев В Центре креативности детей и молодежи «Технопарк» состоялся фестиваль по военно-историческим состязаниям.
19.02.2020 Омская правда
​​​​​​​Сегодня и завтра в р.п. Горьковское на лыжной базе отдыха «Альпийская деревня» решается судьба сборной сельских обучающихся.
20.02.2020 Тарское Прииртышье
Омичей предупреждают о технических работах в автоматизированной системе оплаты проезда - Администрация г. Омск На 23 февраля 2020 года специалистами банка-эквайера запланированы регламентные технические работы по обновлению транспортного процессинга с версии 1.0 на версию 2.0.
Администрация г. Омск
21.02.2020
Как стало известно «СуперОмску», подведены итоги очередной закупки на «Оказание услуг по осуществлению строительного контроля за выполнением работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Омской области».
21.02.2020 СуперОмск
заботятся работники ООО «Тепловая компания Калачинская» Подходит к завершению календарная зима, и можно говорить о предварительных итогах прохождения отопительного сезона в Калачинском районе.
21.02.2020 Газета Сибиряк
Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору принято участие в семинаре – совещании, проводимом  Главным управлением контрактной системы на тему:
21.02.2020 Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору