В комитете ТОС «Амурский -1» прошла очередная репетиция хора «Надежда». Идет подготовка к мероприятию, посвященному Дню города Омска.
Репетиционная работа с хоровым коллективом начинается после всестороннего, тщательного изучения и анализа хорового произведения руководителем.
Данный период включает несколько этапов:
1. Распевание хора.
Как показывает практика целесообразно начинать репетицию с настройки и распевания хора. Хоровое распевание – это подготовка голосового аппарата певцов; настройка хора, как «инструмента» по мелодическому и гармоническому строю, ансамблю(унисонному, тембровому), балансу звучания хоровых партий, режиму певческого дыхания и так далее. Распевание подготавливает коллектив к работе над хоровым сочинением.
При помощи систематически разработанных вокально-технических упражнениях, руководитель имеет возможность направлять и улучшать звучание как отдельных партий, так и всего хора. Распевание следует проводить перед началом репетиции, в течении 10-15 минут, желательно a capella или при минимальной поддержке инструмента.
Распевания можно осуществлять в различных вариантах:
- совместное распевание всего хора;
- распевание групп голосов;
- распевание отдельной хоровой партии;
- индивидуальное распевание.
Процесс распева начинается с демонстрации, проигрывания или пропевания упражнения руководителем. Затем подробно объясняется его построение (интервально, размер, ритм). Ставятся вокально-технические задачи. После – задается тон и по управлению руководителя хор приступает к пению.
Хоровое распевание включает все виды упражнений:
- упражнения унисонного и унисонно-октавного порядка, их рекомендуется начинать со среднего регистра и постепенно вести в хроматическом восходящем к верхнему регистру, затем в нисходящем к нижнему. Пение осуществляется в заданном динамическом оттенке.
Предлагается последовательность работы над упражнениями данного вида:
- пение с закрытым ртом, как наиболее удобный прием для собирания звука, при котором каждый певец с наибольшей точностью направляет свой звук, однако необходим слуховой контроль над проявлением звучности, так как направленность звука в носовую полость влечет за собой гнусавое пение;
- пение на открытый гласный звук, рекомендуется определенная последовательность гласных (а-э-и-о-у И у-о-и-э-а), при исполнение гласных необходимо наблюдать за правильностью артикуляции и атаки звука;
- пение на отдельные слоги (ма-ме-ми-мо-му; ла-ле-ли-ло-лу; и так далее), различные комбинации двух согласных звуков – звонкого и глухого (да-де-ди-до-ду; та-те-ти-то-ту;), двух звонких (бра-бре-бри-бро-бру), в данном случае следует следить за артикуляцией, произношением и атакой звука.
После унисонного и унисонно-октавного распевания следует перейти к 2-х голосным или 3-х голосным упражнениям, которые позволяют включить каждого певца гармоническое общехоровое звучание. Гармонические упражнения направлены на построение хоровой вертикали.
2. Задавание тона.
Среди многочисленных обязанностей руководителя, задавание тона имеет свое особое место, правильно задать тон – значит ввести хор в тональность произведения и организовать помощь в приеме тона каждой партии. Задавание тона возможно следующими способами: голосом руководителя с помощью камертона и с помощью фортепиано или других инструментов.
При исполнении a capella желательно раздать тон голосом, пользуясь камертоном. Камертон используется на репетиции и на концерте.
Технический процесс работы с камертоном требует следующих умений: руководитель, приведя в колебательное состояние вилки камертона и восприняв полученный звук на слух, уверенно и точно передает голосом звуковую высоту, за держась на ней на непродолжительное время. Затем окружив его 2-мя звуками (б3 вверх или вниз) и определив тонику произведения, необходимо найти звук с которого начинается произведение. При распределении порядка звуков начального аккорда по отдельным партиям, руководитель в первую очередь на те партии, которые должны принять основной тон аккорда, далее дается тон терции или квинты основного аккорда.
3. Разучивание произведения с хором.
Для организации систематичных репетиций работы над хоровым произведением, руководителю необходимо знать следующие классификации хоровых репетиций:
а) по составу исполнителей:
- по голосам хоровых партий (S,A,T,B);
- репетиции по группам (женские, мужские);
- свободные репетиции (общехоровая, с концертмейстером, с оркестром или другим составом исполнителей);
б) по этапам работы над репертуаром:
- репетиция предварительного разбора (знакомство с произведением, чтение с листа, анализ);
- репетиции детальной работы над произведением;
- репетиция по впеванию хорового произведения;
в) по характеру деятельности:
- рабочие;
- прогонные;
- генеральные.
Репетиционная работа основывается на результате предварительной работы руководителя хора. Весь многосторонний репетиционный процесс условно делится на несколько основных фаз:
1.эскизная – начальная;
2.технологичная – подготовительная;
3.художественная – заключительная.
Животное неожиданно вышло на проезжую часть
Фото: телеграм-канал "Омская полиция"
Вчера Муромском районе произошло массовое ДТП со смертельным исходом. Комсомольская Правда
Местами регион окутает туман
Фото: Алексей БУЛАТОВ. Перейти в Фотобанк КП
Завтра в Омской области ожидаются небольшие дожди и ветер. Комсомольская Правда
Животное неожиданно вышло на проезжую часть
Фото: телеграм-канал "Омская полиция"
Вчера Муромском районе произошло массовое ДТП со смертельным исходом. Комсомольская Правда
24 сентября в Омской духовной семинарии состоялся Областной интерактивный семинар «ХХ Международный конкурс изобразительного и литературного детского творчества «Красота Божьего мира» – 2024: особенности и рекомендации». Епархия