В частном собрании омского коллекционера Константина Глущенко оказалось более 500 произведений братьев Позиных. Многие из графических и живописных произведений художников ранее никогда не экспонировались.
В выставочном зале Дома художника 6 сентября открылась выставка «Ленинград-Омск. Транзит времени» (18+). В экспозиции – произведения представителей ленинградского андеграунда и нонконформистов, работавших вне русла советского официального искусства.
В 2022 году собрание омского коллекционера и мецената Константина Глущенко пополнилось произведениями представителей ленинградского андеграунда Михаила, Семёна и Евгения Позиных. Сегодня в коллекции омича более 500 работ. Осенью 2023 года широкой публике в Историческом парке впервые представили около 130 картин, являющихся частью обширного наследия художников. На сегодняшний день еще около 200 произведений частного собрания остаются неизвестными для зрителей. На выставке «Ленинград-Омск. Транзит времени» в Доме художника представлены ранее не экспонировавшиеся произведения. Это абстракции, сюжетные композиции, иллюстрации к литературным произведениям.
Член общественного совета по культуре Владимир Копман на открытии отметил, что история российской культуры всегда была богата людьми, которые любили, ценили, собирали произведения искусства, и после которых оставались знаменитые коллекции, составившие сегодня собрания центральных музеев.
« Сегодня в России много богатых людей, многие из них владеют огромными коллекциями произведений и западных художников, и советских, и российских. Но о выставках, которые были организованы этими владельцами, я не слышал , – сказал Владимир Копман. – В этом смысле старания, которые уже в течение ряда лет производит Константин Владимирович, заслуживают всяческого уважения. Насколько я знаю, у него порядка тысячи произведений живописи и графики. Мне кажется, уже настало время создавать постоянную экспозицию и назвать это частным музеем Константина Глущенко. И тогда Омск будет известен не только благодаря Омскому нефтезаводу и хоккейной команде «Авангард», но и единственному общедоступному собранию работ позднего советского и российского авангарда».
Сам Константин Глущенко рассказал, что выставка – это транзит времени из 1970-х годов, когда существовал андеграунд, который тогда ругали и топтали. По его мнению, вероятно, выставка будет достаточно сложной для восприятия, потому что она заставляет думать, волноваться.
« Андеграунд подразумевает, что художники как будто из-под земли пытаются взглянуть на мир, из своих подвалов. Они не заходят с парадного подъезда, они заходят из подворотни , – отметил коллекционер. – Они видят мир немного по-другому и пытаются передать эмоции, насытить работы тем, что видят они, и донести это до зрителей. Поэтому, может быть, и не сложилась судьба в России у братьев Позиных. Их попросили уехать, и в 1986-87 годах они выехали в Германию, где нашли себя там в том, что делали копии знаменитых художников ».
Некоторое время братья Позины в «Лениздате» занимались книжной иллюстрацией. В частном собрании Константина Глущенко сегодня находятся работы художников, вдохновленные литературными трудами Николая Васильевича Гоголя, Александра Сергеевича Пушкина, Михаила Афанасьевича Булгакова, Фёдора Михайловича Достоевского и Франца Кафки.
Это портреты героев повести «Пиковая дама», комедии «Ревизор», а также изъятого из печати к началу 1970-х годов рассказа Александра Исаевича Солженицына «Один день Ивана Денисовича».
Особое внимание художники уделяют внутреннему миру героев. Они не стремятся к портретности, а ставят перед собой задачу создания характерного образа.
Советский нонконформизм – яркое явление в искусстве ХХ века, остающееся на сегодняшний день не до конца изученным. Исследователям до сих пор открываются новые имена мастеров. Михаил, Семён и Евгений Позины в начале 70-х годов ХХ века окончили факультет живописи Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина АХ СССР (сегодня – Санкт-Петербургская Академия Художеств имени Ильи Репина). Они выбрали для себя путь «свободных художников» и работали в русле, отличном от официального искусства, продолжая традицию русского авангарда, которая в Ленинграде не прерывалась, хотя и существовала неофициально.
Художники часто сами были организаторами квартирников, где демонстрировался советский андеграунд. Неофициальное искусство в Ленинграде отличалось закрытостью и обособленным существованием. Поэтому молодые художники чаще не примыкали к существующим «группировкам», а образовывали собственные. По этой причине фактов биографии братьев Позиных, подтверждённых официально, почти нет. Известно лишь, что они неоднократно обвинялись в формализме и в 1986-1987 году вынуждены были эмигрировать в Германию, где стали заниматься копированием шедевров великих мастеров: Рафаэля, Леонардо, Рембрандта, Ван Гога по заказу европейских музеев и учебных заведений. Для созданных ими копий в августе 2007 года в Германии даже открыли отдельный музей. Также они создают собственные картины, в том числе портреты, реставрируют мебель, занимаются художественной росписью по стеклу. В 2004 году они были удостоены аудиенции в Ватикане у Папы Римского Иоанна Павла Второго.
Произведения, представленные на выставке «Ленинград-Омск. Транзит времени», созданы с конца 70-х до середины 80-х годов ХХ века Михаилом, Семёном и Евгением Позиными. Абстракции, сюжетные композиции, иллюстрации к литературным произведениям являются важной частью наследия авторов, которую только предстоит изучить.
Использование контрастов черного и белого цветов усиливает ощущение внутренних противоречий и душевных терзаний персонажей. В «Композиции 0403» Михаил Позин для передачи характера героя использует известное выражение «глаза зеркало души». Неестественно большие, со смесью тревоги, удивления и печали глаза выделяются на темном лице магнетическим белым пятном и притягивают внимание зрителя.
Предпочитая работать в смешанной технике, братья Позины, уделяли отдельное внимание произведениям, созданным с помощью пера и туши. Имея академическое образование, художники мастерски владели рисунком.
« Работая в различных техниках, братья Позины использовали свое творчество и как средство социального комментария и критики системы. Они поднимали важные темы свободы, идентичности и самовыражения. Их эксперименты с формами, стилями, глубокая смысловая нагрузка, использование символов иллюстрируют степень свободы творчества, стремления к обретению нового изобразительного языка », – отметила куратор выставки Ольга Царькова.
Она напомнила, что это вторая по счёту презентация произведений Михаила, Семёна и Евгения Позиных в Омске. Первая выставка состоялась в Историческом парке год назад в октябре, и тогда представили живописное наследие. Во втором проекте акцент делают на графике, и для многих Позины открылись с новой стороны именно как художники-графики.
« Они получили блестящее образование, и этот уровень чувствуется в их работах. Отойдя от официального искусства, они выбрали для себя путь художников-нонконформистов, до этого момента они некоторое время работали ещё в «Лениздате» и создавали иллюстрации для литературных произведений. И их часть сегодня тоже представлена на выставке и вызывает особый интерес. Наверное, лет 40 назад, когда художники уезжали из Советского Союза, никто, наверное, и не мог представить, что эти произведения будут выставляться в государственных музеях и в Союзе художников », – отметила Ольга Царькова.
Для Омска явление нонконформизма достаточно редкое, потому что в Сибири художников андеграунда не было до конца 80-х годов. Впервые группа «Эхо» появилась в Омске в 1987-м году. И два произведения одного из представителей группы «Эхо», одного из первых художников андеграунда в Омске Владимира Новикова также были представлены на выставке. А сам он даже устроил небольшой перфоманс.
Выставка будет работать до 26 сентября ежедневно без выходных с 10.00 до 18.00 по адресу: ул. Лермонтова, д.8 Телефоны для справок: 31-20-61.