"Больше контента!" Как пользовательские моды влияют на игровую индустрию

"Больше контента!" Как пользовательские моды влияют на игровую индустрию
"Больше контента!" Как пользовательские моды влияют на игровую индустрию
"Больше контента!" Как пользовательские моды влияют на игровую индустрию
"Больше контента!" Как пользовательские моды влияют на игровую индустрию
"Больше контента!" Как пользовательские моды влияют на игровую индустрию
"Больше контента!" Как пользовательские моды влияют на игровую индустрию
Фото: omskzdes.ru
Автор: Сергей Меляхов

Некоторые игры настолько захватывают внимание, что покидать их не хочется, даже когда получены все ачивки и пройдены все побочные миссии. В таком случае на помощь приходят пользовательские модификации, или, если просто, моды. Некоторые из них углубляют мир игры и развивают его, другие создаются ради шутки, а третьи можно считать полноценными проектами. Рассказываем о том, как моды продлевают жизнь играм и создают новые.

История зарождения модов тесно связана с хакерами. Они брали готовые игры и экспериментировали с ними. С тех пор моддинг игр стал чем-то, что объединяет игроков в целые сообщества, улучшающие и изменяющие любимые проекты. У каждого разработчика или команды разработчиков модов свои цели и интерес, но всех их объединяет желание как-то приложить руку к той или иной франшизе. И иногда воображение и упорство энтузиастов действительно поражает.

Проснитесь и пойте, мистер Фримен

Обычно модификации к играм представляют незначительные по меркам большой разработки улучшения, но некоторые моддеры (разработчики модов - прим. ред.) ставят перед собой глобальные цели. Плоды их трудов, как правило, добираются до релиза годами, но в итоге представляют собой практически готовые игры, разве что созданные на основе других проектов.

Некоторые из этих модификаций идут ещё дальше. Это произошло, например, с Dota 2 (12+), Counter-Strike (18+) или Team Fortress (18+) от Valve. Первая игра выросла из пользовательской карты к Warcraft III (12+), популярнейший соревновательный шутер обязан своим существованием первой Half-Life (18+), а TF изначально была модом к игре Quake (18+). Сейчас все эти игры являются популярными активами студии Valve.

Не будем уходить далеко от компании Гейба Ньюэлла. Некоторые игры, несмотря на то, как давно они вышли, всё ещё остаются предметом культа. Это побуждает фанатов браться за работу.

Легендарная Half-Life вышла в свет в 1998 году, а через несколько лет появился её ещё более уважаемый сиквел. В том же 2004-м две группы фанатов, объединившиеся в Crowbar Collective, заявили о разработке Black Mesa (18+) - ремейка первой части на новеньком движке Source.

Скриншот игры Black Mesa https://store.steampowered.com/

Команда росла, но релиз такого масштабного проекта несколько раз откладывался. Тем не менее в 2013 году стало известно, что Valve одобрила проект и он выйдет в Steam на коммерческой основе.

Он публиковался несколько раз. Впервые в качестве модификации в 2012 году. Затем, в 2015 году, в раннем доступе вышла новая версия в Steam. Окончательно разработка завершилась только в 2020 году. Сейчас это полноценный ремейк оригинальной Half Life, дошедший до игроков спустя 16 лет с момента старта работы.

Интересно, что игры от Valve тесно связаны с модами: некоторые из их знаковых проектов выросли из фанатского творчества, а затем уже по произведениям студии начали реализовать свои идеи.

В 2024 году ещё одна культовая игра компании - Portal 2 (12+) - обзавелась своей фанатской модификацией. В Steam вышла Portal: Revolution (12+), которая собрала крайне положительные отзывы.

Скриншот игры Portal: Revolution https://store.steampowered.com/

Стрела в колене

Не только игры от Valve пользуются огромной популярностью у моддеров. Другой хороший пример - студия Bethesda и их серия The Elder Scrolls. Третья часть "свитков" Morrowind (16+), которая до сих пор считается любимой у многих олдскульных игроков, позволяла пользователям создавать свой контент, что способствовало развитию этого движения.

С тех пор игры серии обзавелись тысячами модификаций, особенно Skyrim (18+). Некоторые из них добавляют новый контент (дома, квесты, персонажей, броню и оружие), другие же выходят за пределы создания отдельных элементов.

Вокруг игр TES существует сразу несколько громких проектов. В 2010 году немецкая студия SureAI выпустила глобальный мод Nehrim для Oblivion (18+), события которой разворачивались в новом мире. После выхода Skyrim студия взялась за разработку сиквела, и в 2016-м вышел Enderal (18+).

Скриншот игры Enderal https://store.steampowered.com/

Он предлагает для изучения мир, отличный от Тамриэля, в котором разворачиваются события The Elder Scrolls. В модификации есть свой продуманный сюжет, дополнения, необычные локации и новые механики. Многие фанаты считают, что пользовательский глобальный мод превзошёл по качеству оригинал.

Другой мод, который долго был на слуху и тоже перерос в самостоятельный проект, - The Forgotten City (16+), в котором герой оказывался втянут в детективную интригу на несколько часов.

Не менее известны другие проекты фанатов. Как и в случае с Half Life, любители серии горели желанием перенести более старые игры на движки более современных частей. Так появились команды, работающие над по-своему легендарными Skyblivion (ремейк Oblivion на базе Skyrim) и Skywind (ремейк Morrowind на основе того же Skyrim). В среде фанатов эти проекты приобрели статус ожидаемых долгостроев.

Есть примеры более скромные, но не менее увлекательные. К примеру, с помощью мода Frostfall можно сделать из оригинального Skyrim настоящий выживач. Скайрим - провинция холодная, но Довакин в оригинальной игре при этом может вполне комфортно путешествовать по заснеженным горам в метель в лёгкой броне, совершенно не заботясь о температуре вокруг. Frostfall меняет эту ситуацию. Игроку предстоит бороться с непогодой, следить за переохлаждением и подбирать себе подходящую экипировку для путешествий.

Помимо таких работ, которые улучшают, модифицируют или полностью меняют игру, есть ещё масса модов, которые работают с графикой, меняют освещение и качество текстур, заменяют модели персонажей и анимацию.

При желании, если создать сборку модов, которые не будут конфликтовать друг с другом, игра буквально превращается в совершенно другой проект.

Создают тренды

Как видно, моды нередко становятся основой для полноценных проектов. Такая же судьба ждала DayZ (18+). Она начиналась в качестве модификации для тактического шутера Arma 2 (18+). Геймдизайнер Дон Холл задумался о создании своей игры благодаря прохождению военной службы и тяжёлого курса по выживанию в дикой природе. Ему хотелось смоделировать в виртуальном пространстве ситуации, с которыми человек может столкнуться в таких экстремальных условиях.

Скриншот игры DayZ https://store.steampowered.com/

Холл стремился создать для игроков атмосферу полного погружения и стресса, поэтому не ограничился реальными опасностями и добавил в проект зомби.

Мод имел большой успех, и затем он перерос в самостоятельную игру, которая в своё время стала настоящим хитом. Она привлекала своим упором на выживание в мире, где опасность представляли не только зомби, но и другие игроки. Интернет просто наводнили истории с полей сражений об интригах и коварных предательствах.

Arma 2, кстати, положила начало и другому тренду в индустрии. Другой разработчик, Брендан Грин, трудился над своей модификацией. Его ник PlayerUnknown затем станет известен всему миру, когда его работа выведет на сцену отдельный жанр шутеров - королевские битвы, а его псевдоним стал частью названия игры PlayerUnknown's Battlegrounds или, сокращённо, PUBG (16+), которая вышла в 2017 году.

Скриншот игры PUBG https://store.steampowered.com/

Проект, в котором игроки приземляются на парашютах в некой местности, собирают экипировку и сражаются с другими людьми, пока не останется только один, породил огромную волну похожих тайтлов, которые пользуются популярностью до сих пор. Подробнее о жанре "королевская битва" мы рассказывали в нашем материале о киберспорте .

Больше возможностей

Одной из самых богатых на модификации игр, пожалуй, является Minecraft (12+). Игра сама по себе даёт огромный простор для воображения и реализацию своих задумок, но с поддержкой модов в ней можно сделать буквально что угодно. Тысячи энтузиастов работали над проектом, добавляя в него всё больше нового контента и делая и без того огромную игру практически бесконечной для экспериментов.

Какие-то из этих модификаций улучшают игровые механики, другие позволяют опробовать огромное количество новых механик, которые придумывают игроки.

С помощью модов игроки улучшают графику и текстуры (хотя она и так идеальна в своём минимализме), добавляют заклинания, оружие или знакомые элементы из других вселенных (например, световые мечи из "Звёздных войн").

Профессиональные фанаты

Моды стали для части своих создателей приятным хобби, которое они могли разделить с тысячами единомышленников. Для других они послужили билетом в большую разработку игр.

Многие российские пользователи познакомились с модами благодаря многочисленным клонам GTA (18+). Старожилы серии помнят "Бой с тенью" или легендарную "Криминальную Россию", добавляющую в игру родные марки автомобилей и радиостанцию с отечественными песнями ещё до того, как в GTA IV (18+) появилась станция "Vladivostok FM". Увы, никто не создал мод, "чтобы события происходили в моём родном городе и чтобы можно было заходить в каждый дом". Но однажды кто-то из моддеров всё же доберётся до этого. Наверняка.

 
По теме