Валдис Пельш: «Мне просто интересно снимать кино». Телеведущий — о покорении Эвереста, горной болезни и чувствах на высоте 7000 м

На «Первом канале» продолжается показ многосерийного документального фильма «Ген высоты, или Как пройти на Эверест». Режиссером проекта выступил известный телеведущий Валдис Пельш. «Известия» расспросили шоумена о столь неожиданном творческом повороте.

— Когда вы задумали снять фильм о восхождении в горы?

— Три года назад. В феврале 2014-го родилась идея, а в сентябре я впервые поехал в горы.

— Первый раз и сразу к подножию самой высокой горы в мире?

— Я подумал, что это любопытно и может получиться интересный фильм. Но знания о горах и восхождении у меня были очень поверхностные. Поэтому меня познакомили с Иваном Трофимовичем Душариным — альпинистом, покорившим Эверест в составе первой российской экспедиции в 1992 году. Он и его друзья помогали в работе, вводили меня в этот закрытый мир.

— Вы описываете свой проект как «реалити-шоу о восхождении на Эверест».

— Можно назвать и иначе — документальное кино на грани человеческих возможностей. Это правда.

— Сколько денег было потрачено на его создание?

— Порядка $780 тыс. У нас было две попытки снять фильм. Первая в 2015 году оказалась неудачной. Мы вернулись из экспедиции ни с чем, потеряв $250 тыс. Казалось, что на гору вернуться уже не удастся. Но нашлись друзья, которые поверили в нас и дали нам денег, чтобы мы довели задуманное до конца. И вторая экспедиция удалась.

Это очень дорогая история. Одно место оператора на восхождении — $55 тыс. А у нас их было два. Две командировки. И вот вам уже $220 тыс. Это без дороги, без зарплаты, без техники, просто одно место в экспедиции.

— Значит ли это, что альпинизм по карману только богачам?

— Не все альпинисты состоятельные люди. Некоторые копят на восхождение 10 лет. Кто-то откладывает на недвижимость или автомобиль, а отчаянные люди мечтают о горах.

— У вас был гонорар?

— Нет. Я единственный, кто работал с прицелом на то, что после показа «Первый канал» выплатит нам какие-то суммы.

— Как вы набирали команду, которая пошла с вами в горы?

— Изначально была идея предложить обычным людям поучаствовать в этом. Но когда мы познакомились с печальной статистикой восхождений, от этой мысли пришлось отказаться. Мы не имели права никого тащить на гору. Было решено пойти с уже сформированной группой.

— Восхождение на горы опасно?

— Даже элементарная простуда лишает шансов восхождения, приходится спускаться. А 295 человек остались на Эвересте навечно. Один альпинист прославился тем, что съехал с горы на сноуборде. Хотел повторить попытку во второй раз, но,...

На  «Первом канале» продолжается показ многосерийного документального фильма «Ген высоты, или Как пройти на  Эверест». Режиссером проекта выступил известный телеведущий Валдис Пельш. «Известия» расспросили шоумена о  столь неожиданном творческом повороте.

— Когда вы  задумали снять фильм о  восхождении в  горы?

—  Три года назад. В  феврале 2014-го родилась идея, а  в  сентябре я  впервые поехал в  горы.

— Первый раз и  сразу к  подножию самой высокой горы в  мире?

—  Я  подумал, что это любопытно и  может получиться интересный фильм. Но  знания о  горах и  восхождении у  меня были очень поверхностные. Поэтому меня познакомили с  Иваном Трофимовичем Душариным — альпинистом, покорившим Эверест в  составе первой российской экспедиции в  1992 году. Он  и  его друзья помогали в  работе, вводили меня в  этот закрытый мир.

—  Вы описываете свой проект как «реалити-шоу о  восхождении на  Эверест».

—  Можно назвать и  иначе  — документальное кино на  грани человеческих возможностей. Это правда.

— Сколько денег было потрачено на  его создание?

—  Порядка $780  тыс. У  нас было две попытки снять фильм. Первая в  2015 году оказалась неудачной. Мы  вернулись из  экспедиции ни  с  чем, потеряв $250  тыс. Казалось, что на  гору вернуться уже не  удастся. Но  нашлись друзья, которые поверили в  нас и  дали нам денег, чтобы мы  довели задуманное до конца. И  вторая экспедиция удалась.

Это очень дорогая история. Одно место оператора на восхождении  — $55  тыс. А  у  нас их  было два. Две командировки. И  вот вам уже $220  тыс. Это без дороги, без зарплаты, без техники, просто одно место в экспедиции.

— Значит  ли это, что альпинизм по  карману только богачам?

—  Не  все альпинисты состоятельные люди. Некоторые копят на  восхождение 10  лет. Кто-то откладывает на  недвижимость или автомобиль, а  отчаянные люди мечтают о  горах.

—  У вас был гонорар?

—  Нет. Я  единственный, кто работал с  прицелом на  то, что после показа «Первый канал» выплатит нам какие-то суммы.

— Как вы  набирали команду, которая пошла с  вами в  горы?

—  Изначально была идея предложить обычным людям поучаствовать в  этом. Но  когда мы  познакомились с  печальной статистикой восхождений, от  этой мысли пришлось отказаться. Мы  не  имели права никого тащить на  гору. Было решено пойти с  уже сформированной группой.

— Восхождение на  горы опасно?

—  Даже элементарная простуда лишает шансов восхождения, приходится спускаться. А  295 человек остались на  Эвересте навечно. Один альпинист прославился тем, что съехал с  горы на  сноуборде. Хотел повторить попытку во  второй раз, но, спускаясь, пропал. Тело его не  было найдено.

— Что движет этими людьми? Они не  боятся смерти?

—  Все боятся. Они понимают, что с  ними может произойти, но  они готовы рисковать, понимая, что ценность самого восхождения и  вида сверху компенсирует эти риски.

—  Вы сами изменились после восхождения?

—  Я  не  был на  вершине. Но  вот  те, кто был, вернулись другими людьми. У  нас есть официальное разделение. Все, кто был на  горе, — горные кондоры. Те  же, кто на  горе не  был,  — равнинные крысы. И  они обязаны отзываться на  это прозвище (смеется).

—  На подготовку к  восхождению уходит два года. Как вам удалось пройти по  ускоренному курсу?

—  У  меня не  было задачи подняться на  самый верх. Подготовка заняла месяц. Нас готовили в  инновационном центре Олимпийского комитета. И  мы  проходили гипоксические тренировки, которые позволяли нам переносить впоследствии горную болезнь. Но  она нас всё равно плющила, как и подготовленных альпинистов.

—  С вами во  второй экспедиции поднималась женская команда. Девушки разных профессий, разного возраста. В  титрах даже указывается семейный статус и наличие или отсутствие детей. К  чему такие подробности?

—  Мы  стараемся подробно рассказать о  человеке. Потому что если у  человека большая семья и  он  тем не  менее идет в  горы, это его в  какой-то степени характеризует, ведь он  может оттуда не  вернуться. Чем больше мы рассказываем о  человеке, тем интересней за  ним следить. Там и  истерики были, и моменты слабости. Психологически очень тяжело. А  после высоты 7000  м вообще начинаются галлюцинации. Люди начинают разговаривать со  своими ногами. Нередко человек видит рядом с  собой незримого друга и  общается с  ним.

Один участник нашей группы во  время восхождения снял кислородную маску и  начал застегивать и  расстегивать куртку. И  на  все просьбы немедленно надеть маску назад отвечал: «Я  очень занят. Я  очень занят». В  фильме есть момент, когда один из  альпинистов вдруг понял, что у  него замерзла маска, и  это на  высоте 8600  м. На  самом подходе к  вершине. И  ребята прочищали ее быстро, а  он  буквально считал секунды и  был уже готов сесть в  снег. Если  бы это произошло, он  бы уже не  встал. Поэтому подготовка шла таким образом, чтобы в  экстренном случае, при отказе оборудования, была  бы возможность остаться в  живых.

—  Ну вам хватило экстрима? Больше не  пойдете?

—  Пойду. У  нас еще один проект там назрел. Мне просто интересно снимать кино и  быть внутри экспедиции не  на  правах туриста.

Валдис Пельш окончил философский факультет МГУ, работал младшим научным сотрудником Института истории естествознания и  техники АН  СССР. Играл в  молодежном театре МГУ, был в  числе основателей группы «Несчастный случай». В  1987 году дебютировал на  телевидении. Стал широко известен в  1995 году в  качестве ведущего шоу «Угадай мелодию». В  последние годы снимает документальные фильмы.

Зоя Игумнова

Данный материал опубликован на сайте BezFormata 11 января 2019 года,
ниже указана дата, когда материал был опубликован на сайте первоисточника!
 
По теме
«Ладо мое…», экскурсия по «Либеров-центру» и симфонический концерт: что посмотреть омичам 31 марта - ИА Омскрегион Сегодня второй день карантина. Для тех, кто уже дома все перемыл, наготовил и готов отдохнуть, «ОМСКРЕГИОН» предлагает афишу с идеями, как с пользой провести время дома.

31.03.2020
Сведения о долгах – на сайте Госуслуг - УФССП России Жители региона для проверки наличия задолженности могут использовать онлайн-сервис ФССП России «Банк данных исполнительных производств».

31.03.2020
 
На заседании Правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики одобрен список сфер деятельности, наиболее пострадавших от распространения коронавирусной инфекции.

31.03.2020
 
Следственными органами Следственного комитета Российской Федерации по Омской области возбуждено уголовное дело по факту смерти 52-летнего жителя с. Хутора Тюкалинского района, по признакам преступления,
Следственный комитет
30.03.2020
на счету театра кукол «Сказка» им. Г. А. Пономарева 27 марта вместе с работниками театров всего мира отмечают профессиональный праздник и талантливые, креативные актеры Калачинского театра кукол «Сказка» имени Г. А. Пономарева.
27.03.2020 Газета Сибиряк
Автор Светлана Васильева 120-летие народного художника России Дом-музей Кондратия Белова отмечает выставками его творчества.
25.03.2020 Омская правда