«Его картины выдавали за работы Рериха»: в музее им. Врубеля открыли интересное имя из истории омского искусства

«Его картины выдавали за работы Рериха»: в музее им. Врубеля открыли интересное имя из истории омского искусства
«Его картины выдавали за работы Рериха»: в музее им. Врубеля открыли интересное имя из истории омского искусства
«Его картины выдавали за работы Рериха»: в музее им. Врубеля открыли интересное имя из истории омского искусства
«Его картины выдавали за работы Рериха»: в музее им. Врубеля открыли интересное имя из истории омского искусства
«Его картины выдавали за работы Рериха»: в музее им. Врубеля открыли интересное имя из истории омского искусства
«Его картины выдавали за работы Рериха»: в музее им. Врубеля открыли интересное имя из истории омского искусства
«Его картины выдавали за работы Рериха»: в музее им. Врубеля открыли интересное имя из истории омского искусства
«Его картины выдавали за работы Рериха»: в музее им. Врубеля открыли интересное имя из истории омского искусства
«Его картины выдавали за работы Рериха»: в музее им. Врубеля открыли интересное имя из истории омского искусства
«Его картины выдавали за работы Рериха»: в музее им. Врубеля открыли интересное имя из истории омского искусства
«Его картины выдавали за работы Рериха»: в музее им. Врубеля открыли интересное имя из истории омского искусства
«Его картины выдавали за работы Рериха»: в музее им. Врубеля открыли интересное имя из истории омского искусства
«Его картины выдавали за работы Рериха»: в музее им. Врубеля открыли интересное имя из истории омского искусства
«Его картины выдавали за работы Рериха»: в музее им. Врубеля открыли интересное имя из истории омского искусства
Фото: 12-kanal.ru
О судьбе художника Владимира Тронова рассказала искусствовед Людмила Богомолова. Долгие годы имя Тронова было забыто. История его возвращения началась около полувека назад. В  конце 1970-х годов в  Омске начали сносить пристройку краеведческого музея и  под половицами обнаружили клад  — грязные и  покрытые плесенью папки, в  которых оказался архив Антона Сорокина, его коллекция картин. Сорокин был яркой фигурой в  Омске в  начале  ХХ века. Он  был поэтом, художником, саморекламистом и  коллекционером. Его архив иллюстрирует интересную и  драматическую страницу истории Омска  — время Гражданской войны, когда случился в  том числе и  подъём культурной жизни, вызванный большим притоком приезжих.
«Сотрудники музея 1920-х годов спрятали эти папки, потому что в  1920—1930-е годы эти работы были идеологически чуждые, не  нужные. Но  их  не выбросили, не  уничтожили, а  спрятали. Там и  иконы тоже находились», —  сообщила хранитель фонда советской и  современной живописи Людмила Богомолова .


Найденную коллекцию Сорокина поделили между двумя омскими музеями  — историко-краеведческим и  музеем изобразительных искусств. Сотрудники начали изучение. Но  перед этим пришлось вложить много усилий в  реставрацию.

« Работы многие были разорваны, деформированы, были расслоения, если это был тонкий картон. С  оборота часто на  бумаге были мазки инородной краски, которые нужно было удалить. В  основном работы были выполнены на  некачественных, как  бы сейчас сказали, материалах. Много было этюдов, набросков, которые исполнялись художниками на  каких-то фрагментах бумаги, листах из  тетрадей, на  кальке и  других материалах, не  предназначенных для масляной живописи», —  поделилась художник-реставратор отдела реставрации масляной и  темперной живописи Виктория Ефименко.



Ещё одной проблемой стало то, что на  большинстве работ не  было подписей  — ни  названия, ни  авторы их  были неизвестны. Объединяла их  только печать «Антон Сорокин», которую коллекционер ставил на  то, что ему принадлежало.


«Когда я  раскладывала картины на  столе, то  оказалось, что многие из  них близки по  манере или по  колориту  — краплак (тёмно-красный), сине-зелёные, сине-фиолетовые и  жёлто-оранжевые цвета. Да, жанры разные. Здесь и  Русь боярская XVII века, и  восточные красавицы, и  галантные сценки, и  обнажённые героини, и  сцены современного характера, и  учебные этюды. Но  когда внимательно смотришь, сравниваешь, как ложится мазочек, как кроет художник поверхность, похоже, что это рука одного автора . Но  кто это  — было неизвестно »,  — рассказала Людмила Богомолова.


Подобрать ключик к  этой загадке помогло изучение той части коллекции Сорокина, которая оказалась в  ОГИК музее.
«Я  получила доступ, стала рассматривать многочисленные произведения, тоже анонимные в  массе своей, и  на  одной небольшой работе, изображающей обнажённую женщину на  фоне лунного восточного пейзажа со  ступенчатой пирамидой и  фигурой шеду, на  обороте за  подложкой обнаружилась надпись, сделанная чёрным карандашом: «Из  Библии, февраль 1919 года, Тронов». Почерк характерный! Я  его узнала, потому что помню письмо, написанное Троновым из  Петрограда Сорокину  — такая  же подпись, такой  же характер написания букв. И  с  этого началось изучение Тронова»,   — поведала Людмила Константиновна.


Тронов, как удалось узнать, после долгих лет исследований, родился в  Тифлисе в  1899 году. Вместе с  семьёй он  переехал в  Петербург, куда по  службе перевели отца. Владимир не  учился живописи, но  ему нравилось ходить по  музеям и  копировать работы признанных мастеров. 


После смерти отца материальное положение семьи пошатнулось, а  когда случилась революция и  в  Петрограде начались погромы и  голод, Владимир Тронов и  его мать решили ехать в  Сибирь, в  Омск. Возможно, здесь у  них были знакомые. 


Друзьями Владимира в Омске стали художники Виктор Уфимцев и Николай Мамонтов.


Портрет Владимира Тронова, сделанный Николаем Мамонтовым

«Уфимцев так описывает в  дневнике первую встречу с  Троновым: зашёл в  класс долговязый парень, сел за  рисование орнамента, и  тот орнамент, над которым все ученики работали несколько дней, сделал за  15 минут. И  не  как-нибудь, а  лучше всех. Его сразу перевели в  другой класс. Это был самый лучший ученик у  Клементьева», —  сообщила Людмила Богомолова.

Ученический этюд Владимира Тронова, изображающий боковой торец  омского Казачьего Никольского собора

Интересный эпизод, связанный с  Троновым, сам Антон Сорокин описал в  дневнике.
«По  его словам, Сорокин купил около 300 работ Тронова. Тот работал быстро, очень много. Антон Семёнович продавал его работы, выдавая их  за  работы известных художников. Однажды Тронов заходит к  нему и  видит, что его работу Сорокин преподносит покупателю как Рериха, заломив при этом цену. Тронов обидеся, забрал часть работ в  охапку и  унёс. Но  после они помирились»,  — рассказала искусствовед.
Возможно, отголоском той истории стала и  вот эта работа, которая называется «Слободка на  Волге», а  точнее, надпись на  её  обороте.



«Сейчас оборот закрыт дублировочным слоем, но  на  нём была размашистая подпись «Рерихъ». Кто её  сделал? Неизвестно. Возможно, Сорокин. По  колориту действительно напоминает Рериха, но  это Тронов , который, кстати, Рериха очень уважал, следил за его твореством», —  отметила Людмила Константиновна.
Принял Тронов участие и  в  Гражданской войне. В  Омске он  ненадолго вошёл в  состав Белой армии, после в  Иркутске также на  короткий срок попал в  Красную армию. В  1920 году он  вернулся вместе с  мамой в  Петроград. Окончил академию художеств, работал в  издательстве «Радуга», иллюстрируя научно-техническую литературу.


Фото Владимира Тронова из архива ФСБ

«А  потом, в  1935 году, по  доносу коллеги его арестовали и  отправили в  ссылку в  Оренбург с  женой, в  1937 году снова арестовали, это было в  сентбяре, а  в  октябре расстреляли. Ему было 36 лет.Талант художника не  смог раскрыться в  полную силу. И  то, что у  нас есть эти работы, это очень ценно. Они говорят, как начинал работать молодой художник и  какой потенциал у  него был»,   — завершает свой рассказ Людмила Богомолова.


На  данный момент в  Омске удалось выявить 25 работ Владимира Тронова. Четыре из  них находятся в  фондах ОГИК музея, остальные  — в  хранилище музея им.  Врубеля. Возможно, некоторые из  них попадут на  масштабную выставку, которую музей им.  Врубеля готовит к  своему 100-летию. 


Там планируют показать редкие экспонаты, которые за  век существования музея или вовсе ни  разу не  выставлялись, или выставлялись очень давно. Также там будут представлены экспонаты, прошедшие серьёзную реставрацию.
Текст и фото: Наталья Семенова.

Новости соседних регионов по теме:

В Алтайском крае стартуют главные юбилейные мероприятия, посвященные 150-летию художника и философа Николая Рериха .
09:15 12.04.2024 Администрация Алтайского края - Барнаул
 
По теме
Об особенностях акции рассказали организаторы. Омичей ждёт насыщенная программа: экскурсии, квесты, творческие и спортивные мастер-классы.
Подробности о Международном кинофоруме «Золотой витязь» 12 каналу рассказали Николай Бурляев и Александр Семенюк.
Омичам рассказали, когда в регионе откроется летний туристический сезон Открытие летнего туристского сезона пройдет 25 мая на улице Музейной, об этом рассказали в региональном министерстве культуры.
Поврежденные омскими строителями в Городском саду лиственницы обещают спасти - ИА Омскрегион Если деревья не выживут, подрядчик посадит новые деревья за свой счет. В социальных сетях сегодня, 21 мая, омичи жаловались на то, что строители при реконструкции Городского сада повредили несколько деревьев.
ИА Омскрегион
Квест "Дорогами Победы" - Газета Ваша звезда Участники квеста на станции «Блокадный хлеб» В детско-юношеском центре им.
Газета Ваша звезда