"Поймать чувство, когда хочется коснуться": Юлия Дякина о "заводе", выпускающем мюзиклы

"Поймать чувство, когда хочется коснуться": Юлия Дякина о "заводе", выпускающем мюзиклы
"Поймать чувство, когда хочется коснуться": Юлия Дякина о "заводе", выпускающем мюзиклы
"Поймать чувство, когда хочется коснуться": Юлия Дякина о "заводе", выпускающем мюзиклы
"Поймать чувство, когда хочется коснуться": Юлия Дякина о "заводе", выпускающем мюзиклы
"Поймать чувство, когда хочется коснуться": Юлия Дякина о "заводе", выпускающем мюзиклы
"Поймать чувство, когда хочется коснуться": Юлия Дякина о "заводе", выпускающем мюзиклы
"Поймать чувство, когда хочется коснуться": Юлия Дякина о "заводе", выпускающем мюзиклы
"Поймать чувство, когда хочется коснуться": Юлия Дякина о "заводе", выпускающем мюзиклы
"Поймать чувство, когда хочется коснуться": Юлия Дякина о "заводе", выпускающем мюзиклы
"Поймать чувство, когда хочется коснуться": Юлия Дякина о "заводе", выпускающем мюзиклы
Фото: omskzdes.ru
Автор: Виктория Абзамилова

Мюзикл - возможность сбежать из этой реальности и шагнуть в мир, границы которого определяет лишь твоя фантазия. Важно: сказки здесь может и не случиться. Что происходит с "нелёгким лёгким"? "Омск Здесь" запустил совместный проект с порталом Musical Universe, в котором мы общаемся с теми, кто сегодня задаёт стандарты жанра на отечественной сцене.

Мультик на сцене и в формате мюзикла - реальность? Роль - это конструктор, который собирает актёр или режиссёр? Почему мюзикл - это завод  и почему в театр ходит лишь один процент населения? Разбираемся с артисткой мюзиклов "Дорогой мистер Смит", "Обыкновенное чудо", "Пётр I", "Франкенштейн", лауреатом театральных премий "Золотая маска" и "Золотой Софит" - Юлией Дякиной.

- Юлия, мюзикл для вас - какие три эмоциональных состояния?

- Приятная усталость, вдохновение, адреналин.

- Мы с вами встретились после мюзикла "Дорогой мистер Смит" (12+), давайте с него и начнём. Вы как-то говорили, что этот спектакль - исторический мультик, сказка для взрослых. Люди сегодня готовы в неё поверить?

- Не все. Они настолько погружены в демократию и постоянный мониторинг информации, что даже  собираясь в театр, о бдительности не забывают. Я недавно читала отзыв на "Смита": "О чём вообще эта история? Сейчас и в приютах дают достойное образование". О-о-о-у - полегче (смеётся). Привычка "копать" у зрителя есть, поэтому сказка как явление сейчас воспринимается довольно тяжело. Сказка же подразумевает, что ты прекрасно понимаешь, чем всё закончится, - будет happy end. Тебе будет хорошо, приятно, весело и спокойно. Хочешь ли ты этого счастливого конца? Если ты хочешь какого-то ощущения сверхновизны сюжета, то ты его вряд ли получишь, потому что, если закрыть глаза на художественные решения, ходы режиссёра, хороших артистов и прикольную музыку, остаётся очень стандартная сказка о Золушке. Но всё, что я перечислила выше, и есть те детали, которые создают уникальные настроения в зале.

- Сахарность, ванильность истории, ваше существование на сцене, словно вы фарфоровые куклы, - как это работает на зрителя по изначальной задумке?

- Да! Чёткие позировки, кукольные движения - поначалу мы существуем на сцене несколько механически. Мы для зрителя объекты, которые должны слиться с пространством. В нашем поведении нет ничего человеческого для того, чтобы люди в зале привыкли к атмосфере и начали обращать внимание на то, о чём в мюзикле идёт речь. А там, заметим, всё очень глубоко. Постепенно кукольность пропадает и начинают появляться человеческие движения и интонации, ты уже не обращаешь внимания  на антураж и думаешь только об истории. Этот приём был выдуман, когда Алексей Франдетти решил показать на сцене мультик. В книге - первоисточнике истории, помимо писем, с помощью которых общаются персонажи, есть и иллюстрации. Собственно, благодаря им и появилась идея проекций, на которых строится наш спектакль.

- То есть домик, голуби, пунктирные линии…

- Да, всё это взято из книги. И мы работали не от слов, а от рисунков. Поэтому мюзикл "Дорогой мистер Смит" - это мультик.

- Юлия, а какой смысл вкладываете в жёлтый?

- Это мой любимый цвет! Это подгон от Алексея Борисовича (смеётся).

- А фиолетовый - любимый цвет Ивана Ожогина?

- Нет (смеётся). Фиолетовый - оттенок, который в цветокарте абсолютно противоположен жёлтому. Как и Джарвис - полная противоположность Джуди. Но постепенно… в фиолетовом костюме начинают появляться жёлтые элементы, как и в жёлтом - фиолетовые. Два мира двух разных людей переплетаются, потому что они… нужны друг другу.

 

- Мир держится на фантазёрах? В мюзикле ваша героиня говорит о том, что нет ничего важнее фантазии, а что думаете вы?

- Мир держится на сумасшедших (смеётся). Я уверена. Потому что даже если говорить про нашего режиссёра, мне кажется, он уже всё перепробовал даже касаемо одного спектакля: инстамюзикл, исторически достоверный спектакль с костюмами неоновых цветов и мультик. А главное - всё это работает! Иногда мне кажется, что Франдетти не в себе (улыбается) . Сумасшедшая фантазия, когда ты не боишься быть неподвластным стереотипам, - вот на этом, мне кажется, держится творчество. Скорее всего, и мир тоже.

О себе я не могу сказать, что я лютый фантазёр. Я плохо придумываю, но хорошо довожу до ума. По крайней мере, я надеюсь на это (улыбается). Но даже те, кто говорят: "Мир держится на сумасшедших", часто в детстве фантазировали. Но о чём были эти фантазии? У кого-то о принцах, у кого-то о сказках, а у кого-то о карьере и машине с собачкой.

- А какая у вас в детстве была любимая песня?

- До сих пор не могу этого сказать. Я настолько любопытная, что я редко возвращаюсь к чему-то снова и снова. У меня каждый раз это либо новое направление музыки, либо новая песня, которую я потом, возможно, забуду. Я недавно гуляла по Москве под плейлист школьных лет - было прекрасно! Я чудесно погуляла. Школьные годы - это русский рок, Каста и Баста  (смеётся).

- И вот Баста пишет музыку для мюзикла!

- Да, забавно, что многие песни, которые в финальной редакции музыкального материала не вошли в спектакль, были очень любимы мной в юности.

- Если мюзикл - это конструктор, то какая его деталь отвечает за то, чтобы зритель верил в то, что происходит на сцене?

- Я считаю, что мюзикл - это завод. Очень многие говорят, что на спектакле всё зависит от артиста - нет, нифига. Особенно в большом шоу - там все зависимы друг от друга. И зависимее артиста человека нет. Ты зависим от фантазии режиссёра, от настроения художника, от того, как он тебя видит, ты зависим от того, в хорошем настроении проснулся костюмер или нет. Поэтому говорить: "Я выйду на сцену, и всё получится" - это сотрясать воздух. Тебе не включат свет, и всё - шоу закончилось. Винтик вылетит - декорация развалится. Не может быть даже разговора о том, что кто-то или что-то важнее - это не про жанр мюзикла тогда. Очень часто шоу строится действительно таким образом, чтобы при замене артиста ничего не менялось. Поменяется настроение, состояние, уровень талантливости - возможно, но система - никогда.

- Что даёт этой системе жить?

- Любовь. Если спектакль любим - он будет жить.

- Что на этом заводе показатель качества спектакля?

- Если качество исполнения материала не зависит от числа прожитых сезонов, если всё выполняется по премьерным фиксациям, то "уставшим", в своём большинстве, спектакль стать не должен.

- Вы как-то говорили: "Сейчас я буду вас рвать своим диснеевским голосом". Всё по плану? Как вам в роли Евдокии в "Петре I" ? Что эта роль позволяет актёрски попробовать?

- У меня довольно жёсткая фактура лица и при этом диснеевский голос, поэтому я очень люблю роли-перевёртыши. Потому что никто не бывает или плохим, или хорошим. Да и зрителю всегда хочется увидеть изнанку души персонажа. В истории Евдокии нельзя забывать о том, что главным в определённый момент для неё становится не трон, не муж и даже не измена Петра с Екатериной, а сын. Предчувствие потери ребёнка, страшное предвкушение - вот оно, "мясо" роли. А поначалу ведь… Евдокия - наивная девочка.

- Работая над ролью, артисту нужно думать про зрителя?

- Я абсолютно уверена: этим должен заниматься режиссёр. Он уже чётко должен понимать, на какую аудиторию работает, выбирать соответствующую рекламу и визуальный ряд. Дальше уже, исходя из концепции режиссёра, у артиста появляется свобода в действии. А ты уже решаешь, например, какое проявление любви должно быть - поцелуй в щёчку или секс на столе.

- А у "Длинноногого деды" какая целевая аудитория?

- Романтики любого возраста (улыбается). "Смит" - он какой-то…

- Для зрителя очень обволакивающий и повсеместный.

- Он абсолютно повсеместный, и, наверное, поэтому такой любимый. Потому что он для людей, которые хотят чуточку больше счастья.

- А "Франкенштейн" (16+)?

- А "Франкенштейн" - он для умного зрителя.

- То есть, когда вы работаете над ролью, вы уже не думаете, в какой момент надо зрителя заставить плакать, а в какой момент зрителя надо заставить…

- Зритель не тупой, он сам всё поймёт. Если ему захочется смеяться, он будет смеяться. Но это будет только тогда, когда на сцене будет правда. А правда рождается уже от того, насколько свободным ты себя можешь чувствовать на сцене.

- "Франкенштейн" и "Дорогой мистер Смит" - доказательства того, что человеку нужен человек?

- Мне нравится это сравнение! Да, классно, наверное, это так и есть. Оба спектакля в широком смысле об одном и том же: жёлтое и фиолетовое, соединение которых приводит тебя либо к большой любви, либо к большому горю. Во "Франкенштейне" , когда ты нуждаешься в любви до потери пульса, до гроба. Вообще каждый спектакль - он про любовь прежде всего.

- Как в "Маяковском" (16+) было сказано: "Любовь - это закон природы"?

- Каждый человек умеет любить. Кто-то может прямо сказать: я любил один раз за всю жизнь. Я из тех, кто любит каждый раз, но я не фанат того, чтобы любить до последнего. Я эгоистка, я прежде всего люблю себя. Мне кажется, такое чувство имеет право на существование.

- А сколько людей к нему мечтают прийти! Играть любовь на сцене сложно?

- Что значит играть любовь: обнимашки, целовашки показывать? Нет. Мне очень нравится выражение: любовь - она на кончиках пальцев. Это очень классный приём в театре: попытка убрать пылинку с партнёра, поправить волос, постоянное желание прикоснуться - через мелочи рождается чувство, которое в зале можно считать. Поэтому нет, играть несложно, главное - поймать это чувство, когда хочется коснуться.

- Что для вас сложнее и интереснее: вводиться в спектакли или вводить?

- Я раньше обожала быть вторым составом и вводиться в спектакль. Но! В том случае, если тебе дают право похулиганить: ты сохраняешь рисунок, но психологически тебе дают вволю копнуть. И я люблю выворачивать роли так, чтобы они чуть-чуть, но заиграли другими красками. А вообще ввод - не самая благодарная история, тебя автоматически начинают сравнивать с другими исполнительницами роли, потому что у спектакля появляется своя аудитория и свои фавориты. Завтра ввод во "Франкенштейна" (интервью было записано накануне премьеры Юлии Дякиной в роли Элизабет 29 мая 2024 года - прим. ред.), и я уже прям готова к хейту. Мне дико интересно (смеётся).

- А как вам опыт "вводить"? Насколько знаю, именно вы вводили Кристину Кузнецову на роль Джуди?

- С ней у меня была задача максимально повторить то, что я делаю - в точности до секунды сохранить отработанный рисунок, потому что в "Дорогом мистере Смите" импровизировать невозможно, ты полностью зависим от проекции. Руку чуть не туда - и шоу сломалось, пиксельный голубь на неё не сел!

- Юлия, как считаете, почему иногда кажется, что в театре дышится по-другому?

- Это место, где ты можешь снять маску. Ты смотришь спектакль и никому в этот момент до тебя дела нет, на тебя никто не смотрит, и ты вправе чувствовать всё так, как тебе комфортно. Например, я по этой причине очень не люблю поклоны: пока ты в роли, ты не ты. Люди смотрят не на тебя, а на персонажа. Во время поклонов ты уже человек, а я очень не люблю, когда меня разглядывают в жизни. Поэтому выходить на поклоны в десятый раз - это история не про меня. Потому что я уже человек. И довольно зажатый.

- А где чаще всего на поклоны второй и третий разы зовут? Где чаще не отпускают?

- В "Смите" постоянно отдача от зрителя. Не отпускают долго. На большой сцене поклоны и количество выходов на них тщательно просчитываются - от того, что тебе очень хочется покланяться, - монтировщикам невесело (улыбается) . Монтировщики должны чётко знать, когда они должны опустить занавес.

- Вы работаете во многих спектаклях Алексея Франдетти. Каково артисту жить внутри его постоянного эксперимента?

- Я с Алексеем Борисовичем работаю с моего выпускного курса, с 2015 года. Одна из первых работ с ним - "Бернарда Альба" (18+), спектакль, который я обожаю просто. Абсолютно тёмный спектакль, мрачная трагедия, где вообще нет просвета. Но настолько классно с ним было работать, что ты уже просто доверяешься режиссёру: делай со мной, что хочешь! У Алексея Борисовича адреналин в том, что он делает то, что ещё никогда не делали! Для артиста это действительно возможность пробовать невозможное! В моей жизни было два важных режиссёра. Один из них - Кирилл Савельевич Стрежнев, который был экспериментатором до мозга костей. У него адреналин был в том, чтобы выпускать мировые премьеры. В театре каждый раз писалось что-то новое. С ним я собрала себе копилку ролей: и отрицательных, и перевёртышей, и еврейки были, и китаянки, и уборщицы из Баку. И вот как-то раз он мне сказал: "Ты обречена играть главные роли - учись быть смешной и некрасивой".

- "Обыкновенное чудо" (16+) - материал, который пережил не одну постановку, он живёт на сценах самых разных театров и не перестаёт быть востребованным. Как считаете, что в этой истории вечно?

- "Обыкновенное чудо" - это любовь! Это сказка, причём очень грустная. Время, в которое она была написана; обстоятельства, при которых она была написана; боль, которая была в семье Шварца… Если покопаться в истории произведения, то находятся очень удивительные подробности, которые многое объясняют. Одна из мелочей, которые очень важны, - у Шварца не было детей, хоть он их очень хотел. Поэтому хозяйка Медведя зверем-то никогда не называет - только сынок. При всей боли написать сказку о том, что чудо существует, - это очень сильно!

- Влюбляться полезно?

- Определённо! Причём влюбляться можно в разное: в музыку, в ощущения, в предвкушение. Это чувство, когда в груди полыхает, - оно заставляет жить.

- Насколько сегодня мюзиклы стали способом вести диалог со зрителем? Насколько они сегодня стали влиять на зрителя?

- Мюзикл - это самый молодой жанр. Он позволяет хулиганство, и это круто. В драме от эталонов и стереотипов только-только начинают отходить, поэтому у мюзикла чуть больше шансов зацепить не закостеневшего зрителя. Но знаешь, учитывая, что в театр ходит 1 % населения, говорить о том, что мюзикл - направление в искусстве, которое меняет сознание, довольно странно (смеётся) . Но тем не менее  мюзикл - то, что может заставить тебя удивиться! Маяковский читает рэп, он первый рэпер в СССР? Да!

Поэтому хочется, чтобы молодые режиссёры и молодые исполнители не костенели и продолжали хулиганить. Очень не хватает хулиганства в театре в последнее время! В то время как на мюзикле мы эту роскошь себе можем позволить!

- А какая постановка вас сильно удивила?

- Мюзикл о трагедии 11 сентября, связанной с башнями-близнецами. Удивило, что мюзикл о катастрофе можно поставить на 11 табуретках и без единого взрыва, спецэффекта или капли крови. 11 табуреток и люди - всё! Мгновение, когда самолёты врезаются в башни, в спектакле обозначено единственным действием: люди сидят перед телевизорами и в момент они резко вздыхают - взрыв мурашек от этого всего. Никто не плачет, не умирает, кровью не обливается на глазах зрителя - вау!

- Вы говорили, что у вас было "открыточное детство". А как бы вы описали своё настоящее?

- Сплошной эксперимент! Сплошной выход из зоны комфорта (смеётся) . Я осваиваю новую профессию - я хочу развиваться во всём, что касается переводов текстов.

- С какого языка?

- Слушай, если есть грамотный подстрочник, то с любого! Для какого-то концерта Саши Казьмина я переводила с японского! Материнство - сплошной выход из зоны комфорта. Всё вокруг меняется с каждым моментом, и это заряжает! Мой адреналин - это интерес. Если мне интересно, то я живу! Я прям чувствую это и творю. Как только становится спокойно и стабильно, предсказуемо - всё!

- Искусственно интерес умеете в себе будить?

- Это жизненно необходимый навык!

Фото:    Юрий Богомаз, Юлия Губина, скриншоты Musical Universe

Новости соседних регионов по теме:

Сегодня на сцене Центра современного искусства «Сопки 21А» Мурманска состоится музыкально-хореографический спектакль «Видимое-невидимое».
18:52 22.06.2024 ИА Nord-News.Ru - Мурманск
Днём рождения театра юного зрителя считается дата первого показа профессионального спектакля.
11:01 22.06.2024 Театр на Спасской - Киров
Легендарным спектаклем «Галиябану» Мирхайдара Файзи (режиссер - Азат Зиганшин) Уфимский государственный татарский театр «Нур» закрыл 32-й творческий сезон.
11:48 22.06.2024 Министерство культуры - Уфа
Легендарным спектаклем «Галиябану» Мирхайдара Файзи (режиссер - Азат Зиганшин) Уфимский государственный татарский театр «Нур» закрыл 32-й творческий сезон.
11:47 22.06.2024 Культурный мир Башкортостана - Уфа
О жизни и творчестве великого поэта говорили с ребятами из пришкольного лагеря 99 школы.
12:27 22.06.2024 ЦБС для детей им. Н. Островского - Красноярск
4 и 5 июля в 15:00 и 19:00 в Ульяновском молодежном театре выступит российская актриса театра и кино Нелли Уварова.
11:10 21.06.2024 Ulpravda.Ru - Ульяновск
В Театре юных зрителей имени Брянцева сегодня премьера спектакля «Класс коррекции».
09:01 21.06.2024 ТК Санкт-Петербург - Санкт-Петербург
 
По теме
Специалисты Роспотребнадзора проверяют качество воздуха после пожара на «Омсктрансмаше» - ИА Омскрегион Пожар на крыше предприятия произошел сегодня, 12 сентября. Эксперты управления Роспотребнадзора по Омской области проводят контроль качества воздуха после возгорания на АО «Омсктрансмаш».
ИА Омскрегион
Стали известны результаты проверки воздуха после крупного пожара в Омске - ИА Новый Омск Сегодня несколько часов горела крыша на заводе «Омсктрансмаш». Фото: vk.com/omskgolos Омское управление Роспотребнадзора сообщило о результатах проверки воздуха после сегодняшнего пожара на территории АО «Омсктрансмаш».
ИА Новый Омск
Омичка из ревности зарезала возлюбленного - РИА Омск-информ Горожанка оказалась еще и соседкой убитого. Омские следователи возбудили уголовное дело по факту убийства после обнаруженияд нем 9 сентября в доме на улице Магистральной тела 44-летнего мужчины с ножевыми ранениями.
РИА Омск-информ
Новая выставка «От видимого к невидимому» - Историко-краеведческий музей 12 сентября в Омском государственном историко-краеведческом музее открылся новый реставрационно-выставочный проект «От видимого к невидимому».
Историко-краеведческий музей