11 ноября исполняется 203 года со дня рождения Федора Михайловича Достоевского. По традиции к памятнику писателю на ул. Спартаковской возложили цветы.
Свет ДостоевскогоМонумент Федора Михайловича Достоевского установлен в знаковом месте. Этой улицей, через Тарские ворота, он въезжал в Омский острог. По ней ходил ежедневно на обязательные работы в сторону Иртыша и на службы в Воскресенский собор. Об этом можно прочитать в его произведении – «Записки из Мертвого дома».
Прошли десятилетия, а старая Омская крепость до сих пор хранит следы пребывания писателя. И ежегодно в память об этих событиях омичи возлагают к памятнику Достоевскому цветы.
После возложения цветов все участники церемонии прошли в литературный музей. Здесь открылась выставка «Федор Достоевский в объективе фотокамер» (0+).
В экспозиции – девятнадцать снимков писателя с 1858 по 1880 год. Мы можем увидеть Достоевского в форме младшего офицера николаевской эпохи. На следующем снимке он запечатлен вместе с казахским просветителем Чоканом Валихановым. Они были друзьями. До нас не дошло ни одной фотографии, на которой Достоевский был бы с кем-то из близких или родных, так что парный портрет с другом, Чоканом Валихановым – большая редкость. Остальные фотографии на экспозиции показывают писателя в период расцвета его творчества – это 1860-70-е годы.
В этот же день в музее состоялась презентация книги Виктора Вайнермана «В точке пересечения параллелей» (Достоевский и Сибирь). В книге (12+) собраны статьи, посвященные жизни и творчеству Достоевского, в особенности периоду его пребывания на омской каторге, рецензии на книги и спектакли по произведениям писателя.
Заглавная статья называется «Светел ли жизнерадостный Достоевский?» Свет Достоевского, как в древнегреческой трагедии, проявляется тогда, когда герои проходят через тяжелейшие испытания, через потери, и, в конце концов, они обретают свет. Это путь Достоевского. В его книгах нет развлечений или веселья, есть только тяжелейший путь духовных исканий, который и приводит к светлым открытиям.
Как писал сам Достоевский: «… через большое горнило сомнений моя осанна прошла» . Вот и читатель должен пройти через этот путь, чтобы обрести свет, уверен директор литературного музея им. Ф.М. Достоевского Виктор Вайнерман.
«Чаепитие по-Достоевски»Ко дню рождения писателя в музее подготовили необычную интерактивную программу. Омичей пригласили на «Чаепитие по-Достоевски» (0+).
Первая часть встречи была теоретической. По воспоминаниям родных и близких писателя гостям рассказали, как он относился к чаю в разные периоды жизни. Так, например, будучи студентом Петербургского военно-инженерного училища, он часто не имел средств ни на сахар к чаю, ни на сам чай, о чем нередко писал отцу в письмах. Много лет спустя, когда у Достоевского уже появилась семья и доход, он тратился на чай, не скупясь.
Михаил Александров, друг Достоевского, вспоминал:
« Чай Федор Михайлович любил крепкий, сладкий, по нескольку стаканов, сидя за своим письменным столом, ходя за каждым стаканом через залу в столовую, где стоял самовар и чайный прибор, и наливая его себе сам… ».
А супруга писателя, Анна Григорьевна, отмечала, что Достоевский « любил пастилу белую, мед непременно покупал в посту, киевское варенье, шоколад (для детей), синий изюм, виноград, пастилу красную и белую палочками, мармелад и также желе из фруктов ».
После небольшой теоретической части гостей пригласили к столу, над которым уже ароматно дымился чай, а на блюдечках лежали любимые Достоевским пастила и пряники.
– У нас было мероприятие с чаепитием, посвященное омскому писателю Антону Сорокину. Оно проходило немного не в таком формате, поскольку было на улице. Но эту традицию решили продолжить , – говорит ведущая программы, методист музейно-образовательной деятельности Александра Чайкова. – Чаепитие в традициях, которые были приняты ранее, создавало очень теплую атмосферу. Когда люди, даже малознакомые, садятся вокруг до блеска начищенного самовара, в котором можно увидеть свое отражение, и разговаривают по душам, это, безусловно, сближает.
Чаепитие Достоевский описывал и в своих романах, уделяя внимание мельчайшим деталям. Если люди не садились вместе за стол, а разбегались по углам, то, как писал Федор Михайлович, каждый был «себе на уме». Для Достоевского чаепитие – это символ доверительного и открытого общения, и, как следствие, взаимопонимания. И все участники встречи в литературном музее это почувствовали, высказав пожелание, чтобы подобные встречи за чашкой чая в учреждении проводили как можно чаще, возрождая прекрасную русскую традицию.
Автор Наталья Бельская Фото Евгений Кармаев