Встреча двух эпох: "Боярыня у окна" показалась омской публике

Встреча двух эпох: "Боярыня у окна" показалась омской публике
Встреча двух эпох: "Боярыня у окна" показалась омской публике
Встреча двух эпох: "Боярыня у окна" показалась омской публике
Встреча двух эпох: "Боярыня у окна" показалась омской публике
Встреча двух эпох: "Боярыня у окна" показалась омской публике
Встреча двух эпох: "Боярыня у окна" показалась омской публике
Встреча двух эпох: "Боярыня у окна" показалась омской публике
Фото: omskzdes.ru

Картина Константина Маковского "Боярыня у окна" вернулась в музей им. Врубеля к 185-летию своего создателя.

12 августа в музее состоялся пресс-показ легендарной картины "Боярыня у окна" - шедевр вернулся после масштабной реставрации. Специалисты рассказали, с какими сложностями столкнулись реставраторы и кем был Маковский для русского искусства.

Константин Маковский входит в число лучших живописцев последней трети XIX века. На арене художников приобрёл известность как автор портретов, исторический картин, стал одним из самых модных и высокооплачиваемых художников своего времени.

- Маковский принадлежит к числу художников академического направления последней четверти XIX столетия. В историю русского искусства он вошёл  прежде всего  как певец красоты, певец красивой женщины, певец старины и певец красивого быта. И в этой виртуозности подачи того, что он видит вокруг себя, виртуозности подачи красоты  и заключается его заслуга, ­- рассказала директор музея им. Врубеля Фарида Буреева.

Художника увлекала русская старина XVII века, быт бояр времён правления царя Алексея Романова. Добротность и царственность старой Руси тогда манила не только художников, но и писателей. Ряды славянофилов и почвенников множились, а со всех углов голосили о возрождении "русской соборности". Картина "Боярыня у окна" была написана Маковским в 1885 году, в зрелый период творчества, и пополнила ряд картин, воспевающих красу русской старины.

- Маковский интересен и с точки зрения становления исторического жанра и трансляции исторической правды, бытовой исторической правды. Потому что если мастера XVIII столетия в русском искусстве, говоря о древнерусской истории, изображают полуантичных персонажей, то художники второй половины XIX века, в числе которых был Маковский, обращаются уже к музейным предметам, изучают музейные коллекции, музейную архитектуру, древнерусскую архитектуру. Тем самым формируют образ прошлого, - отметила Фарида Буреева.

"Боярыня у окна" поступила в Западно-Сибирский Краевой музей в 1927 году из Государственного музейного фонда. Художник мастерски с этнографической достоверностью передал все детали богатого и тяжёлого наряда молодой женщины (столько драгоценных камней украшают её наряд). Благодаря художнику мы можем представить, как выглядела знатная женщина в период, когда Русью правили цари, а не императоры. На картине изображена жена художника Юлия, черты лица которой мы можем увидеть на многих его портретах. Так, встретились две эпохи: в наряд боярыни XVII века облачена женщина XIX столетия.

Реставрационные работы проводились в течение года. Почему так долго некоторые посетители музея ждали свою любимицу у окошка? Параллельно к выставкам готовились около 20 работ, ведь работа в музее никогда не стоит на месте. Все реставрационные мероприятия были проделаны заведующей отделом реставрации живописи и темперы, художником-реставратором высшей категории Натальей Минько. Она отмечает, что самые тяжёлые работы были доверены Петру Минько - именно он занимался работой над заменой подрамника картины и проводил дублирование красочного слоя.

- На картине наблюдались отставания красочного слоя от грунта, и поэтому первостепенное, с чего началось всё реставрационное мероприятие, конечно, - укрепление красочного слоя. Затем были устранены деформации, удалены следы прежних реставраций, потому что она не один раз была в реставрации. Был заказан новый подрамник, потому что со временем старый обветшал и был уже не в состоянии поддерживать в натяжке холст, необходимый для сохранности всей  картины. Поэтому после дублирования кромок, а там было сделано около 200 вставок (кромки были ветхие), картина была закреплена на рабочем подрамнике и работа продолжилась дальше , - рассказала Наталья Минько.

Художник-реставратор рассказывает, что самой энергозатратной во всём процессе реставрации была работа с красочным слоем. Художник писал картину наскоками, параллельно был занят другими делами - возил свои картины в Лондон и Париж, а к "Боярыне" возвращался лишь в свободное время, потому что сроки его не подгоняли. Так он постоянно что-то переделывал в ней, дописывал картину, что повлияло на её сохранность. Кроме того, это уже не первая реставрация картины, что накладывает свой отпечаток. Наталья Минько отметила, что любое произведение играет значимую роль для неё.

- Трепет всегда сохраняется, хоть это советское произведение, хоть русское, хоть западноевропейское. Трепет сохраняется всегда. И очерёдность - мы вперёд берём те работы, которые требуют экстренного вмешательства, несмотря на то что это, допустим, неизвестный художник. Блата нет, - отметила реставратор.

В этот раз в процессе реставрации использовались новые материалы из Швейцарии и США, и теперь остаётся только наблюдать, как картина будет вести себя после применения уже новых материалов.

- Я давно и довольно часто бываю в музее им. Врубеля и по роду деятельности, и просто на отдыхе, когда есть возможность досуга, обязательно захожу в залы. И эта картина всегда вызывает эмоции чувства родины, чувства истории, чувства прекрасного отношения к женщине, её красоте и тому месту, которое она занимает в обществе, - поделился впечатлениями министр культуры Омской области Юрий Трофимов.

Автор текста: Анастасия Мирошниченко Фото: скриншоты программы "Свободное время"

Новости соседних регионов по теме:

14+«Живописный мир Ильи Репина» так назывался час искусства, посвященный 180 - летию со дня рождения великого художника, который провели сотрудники Центральной городской библиотеки им.
11:48 16.08.2024 ЦБС г. Канска - Канск
Сегодня заканчивает свою работу Межрегиональный художественный проект «Кузбасс исторический».
10:55 15.08.2024 Междуреченский городской округ - Междуреченск
Сегодня заканчивает свою работу Межрегиональный художественный проект «Кузбасс исторический».
08:54 15.08.2024 Междуреченский городской округ - Междуреченский
Сегодня художники писали картины на красивом и удивительном месте. Место для творчества было выбрано не случайно – живописный вид на реку Сура в селе Ильина Гора стал идеальным фоном для создания новых произведений искусства.
19:07 14.08.2024 Ядринский район - Ядрин
🎉Дорогие друзья и любители искусства! Мы рады сообщить вам, о начале работы выставки картин из фондов музея «Гениальные штрихи», которая познакомит вас с творчеством наших талантливых художников и их произведениями,
14:25 14.08.2024 Историко-краеведческий музей им. И.М. Солодилова - Светлоград
Работа реставратора зачастую является «тайной за семью печатями» - и только специалисты знают, какой объем работы надо проделать, чтобы предмет приобрел, как выражаются музейные сотрудники, «экспозиционный вид».
12:26 13.08.2024 Ростовский кремль - Ростов
Просмотров: 13 В музей истории г.Балаково вернулись три картины художника После реставрационных работ в фонды музея вернулось 5 полотен художника фантаста Геннадия Григорьевича Голобокова.
13:50 12.08.2024 BalReport.Ru - Балаково
 
По теме
АНО «АВТОР» запустил социальную отраслевую программу «Путь в кино» Социальная программа поддержки «Путь в кино» направлена на расширение кадровой базы в сфере кинематографии путем предоставления выпускникам переквалиф
Виталий Хоценко и участники форума стран ШОС высадили аллею в Городском саду - Газета К новым рубежам На официальном сайте «Омская губерния» появилась информация о том, что в историческом и культурном центре города посадили деревья, которые символизируют стремление к укреплению связей между регионами стран,
Газета К новым рубежам