"Омск Здесь" за кулисами Омского драмтеатра: чужие здесь не ходят

Фото: omskzdes.ru
Автор: Дарья Молчанская

Почему мужская и женская гримёрки в театре находятся в разных концах, как в куполе театра оказался голубиный помёт и бывал ли на спектаклях сам адмирал Колчак - главный театр Омска приоткрыл завесу тайны для зрителей.

В сентябре омских театралов ждёт новый сезон . Сразу несколько театров откроют свои двери для зрителей уже на следующей неделе. За несколько дней до старта 145-го сезона корреспондент "Омск Здесь" пришёл в Омский академический театр драмы, чтобы узнать, как артисты готовятся к сезону, и что таит в себе закулисье одного из самых красивых театров России.

***

Театр начинается с вешалки, и, пройдя через служебный вход Омского академического театра драмы, убеждаешься в этом. Сразу же оказываешься в маленьком гардеробе. Сложно представить, но когда-то на этом месте была парковка.

- Это достаточно уникальное место в театре. До 1970-х годов здесь, на месте служебного входа, театр кончался. Была стена, а за ней автомобильная парковка и двор. Та часть здания, где мы сейчас стоим, была пристроена позже, - рассказывает актёр театра Олег Теплоухов. - Условно театр заканчивался примерно там, где сейчас находится декорационный цех, - за кулисами.

 

И действительно, если пройти дальше по коридору - ко входу на сцену, то в кирпичной кладке над этим входом можно увидеть место, где когда-то был дверной проём. Раньше это был выход со второго этажа, где сейчас здесь находятся литературная часть и кабинет главного режиссёра. Не было изначально на здании театра и лепнины, Крылатого Гения и скульптурных портретов Чехова и Достоевского над центральным входом. Да и само здание было не оштукатурено и покрашено. Коридоры служебного помещения были жёлтые, а не зелёные, как сегодня. Здание театра, каким мы знаем его сегодня, стало таким не сразу с года постройки (а это случилось в 1905 году), оно претерпело много изменений.

Стоя за кулисами, со сцены слышим: "С той поры, как создан свет, лучше свахи в мире нет!".

"Да, это  он, - говорит Олег Александрович.  - Это музыкальная репетиция спектакля "Ханума".

Работа над каждым спектаклем, будь он премьерный или нет, превращает театр в своего рода завод, где каждый цех - актёрский, инженерный, пошивочный, постановочный, костюмерный - выполняет свои задачи. Зритель никогда о них не узнает - только увидит итог их совместной работы.

 

Идём на сцену, где сразу же видим пульт помощника режиссёра - человека, который отвечает за спектакль. Помощников режиссёра в театре трое, и за каждым закреплено несколько спектаклей. Ключ от пульта находится только у них, и эту "коробочку", внутри которой много кнопочек, микрофонов и тумблеров, они открывают непосредственно перед спектаклем.

За сценой - декорационной цех, или, как его называет артисты, - декорационный сарай. Он находится там, где раньше заканчивался театр. Заведует всем этим старший машинист сцены Олег Подрезов, который работает в театре уже больше 30 лет. Установка декораций в день спектакля занимает в среднем от одного до нескольких часов, и над этим трудятся десять человек. Обязательны декорации и для репетиций.

 

- Здесь находятся декорации абсолютно всех спектаклей. Часть - в бутафорском цехе. Удобнее хранить их рядом со сценой, так как от перевозки они могут пострадать. Когда спектакль уходит из репертуара, какие-то декорации вывозят, какие-то перерабатывают для других спектаклей, - рассказывает Олег Теплоухов.

Во время спектакля все технические работы делаются вручную, без специальных автоматических устройств, в том числе и подъём декораций. В некоторых спектаклях рабочие выходят на сцену, и у них даже есть свой набор костюмов. Под сцену, где расположен поворотный круг, тоже не ступала нога посторонних. Трюм сцены используется не только технически, но и для лабораторных показов в театре или для выходов артистов на сцену.

- Вырезается люк, и артист уходит под сцену. Сейчас это можно наблюдать в "Льве Гурыче Синичкине", - говорит актёр. - Если артист ушёл в правую кулису, а потом ему нужно появиться в левой, он быстренько перебегает под сценой и выходит. Расстояние немаленькое, но стараемся успевать. Всякое бывало - где-то зацепился костюмом, оступился, но серьёзных травм и заминок пока не было.

 

Театр уникален тем, что есть чёткое деление на мужскую и женскую гримёрную - они находятся в разных коридорах.

- В 70-е годы здесь работала знаменитая женщина-костюмер по прозвищу Панночка, и она чётко следила, чтобы на мужскую часть женщины не заходили. Говорила: смешивайтесь на сцене. Было у неё  чутье на настоящих артистов, сразу могла сказать, кто им будет, а кто - нет, - объясняет Олег Теплоухов.

Кстати, именно она рассказывала, что на спектаклях в театре бывал сам адмирал Колчак. "По легенде Панночка была его любовницей. И она рассказывала, что он в театре бывал" , - говорит Олег Александрович.

Эскизы к спектаклю "Амадей"

Костюмы для артистов готовят в пошивочном цехе. Его артисты по-свойски называют "пошивкой". В предпремьерные дни мастера приходят на работу в восемь утра, а во сколько уходят, сказать невозможно. Сейчас они приводят в порядок костюмы для "Амадея". Срок изготовления костюмов зависит от их количества и сложности: одно дело рубашку с брюками сшить, другое - создать подлинный исторический образ. Каждому актёру - свой костюм. Даже если они исполняют одну  роль и размеры совпадают.

"Артисты капризные?" - спрашиваю у мастеров.

- Все артисты разные. Есть и привередливые - приходится много раз перешивать костюмы , - делится мастер цеха Наталья Кулыгина. - Просто иногда мало ли чего артист хочет - художник видит по-своему, и тогда они между собой договариваются, спорят иногда. А мы уже воплощаем то, к чему они придут.

   

В таком же графике работает и декоративно-бутафорский цех, который насквозь пропитан запахом краски. В переводе с английского "бутафор" означает "имитация", и в театре почти всё - имитация. Скульптуры сделаны из пенопласта, лепнина - из папье-маше, а "тяжёлые" мешки набиты невесомой соломой. Подносы с едой из "Ханумы" кажутся очень тяжёлыми, но на самом деле они лёгкие. Маски, цветы, чемоданы - всё, что появляется во время спектакля на сцене, создаётся здесь. Старые чемоданы омолаживают, а новые - старят.

- Спектаклей за 29 лет работы было столько, что сказать, какой самый сложный, нельзя. Какие-то новые задачи выполнять даже интереснее, создавать новые вещи, порой даже не совсем обычные, - говорит художник-бутафор Надежда Назенцева, создавая из маленьких коробочек макеты домов, - имитацию советского строительства для спектакля "Время секонд-хэнд". - Для нового спектакля ошкурили 150 таких коробочек, параллельно отлили солдатиков - их тоже около ста.

На стенах можно увидеть не вошедшие в спектакль элементы - например, венок, который должен был стать частью декораций спектакля "Амадей", или шлемы из "Трёх товарищей". Также есть стенд гипсовых масок артистов.

- Здесь самый уютный уголок. Ты в театре, но в тоже время здесь спокойно и уютно, как дома. Чужие здесь не ходят, - говорит Олег Теплоухов. - Приходим, сидим, чаи гоняем.

Так выглядит костюмерная театра

Уютно артистам и в курилке театра. Здесь они не только отдыхают, но и разговаривают о жизни и обсуждают сцены между спектаклями. Монтировщики, народные артисты, костюмеры - здесь все равны.

- До принятия закона курилок в театре было несколько, но самая главная располагалась на диванчике рядом со служебным входом, в "сердце театра". Очень часто здесь можно было видеть народную артистку Елену Псарёву, и даже когда врачи запретили ей курить по состоянию здоровья, она приходила сюда и просила: "Покурите в душу". Сейчас уже и диван другой, и курилки нет, но портрет Елены Ивановны висит здесь уже много лет, - вспоминает Олег Александрович.

Байки театральные, по словам артистов, не всегда доступны обычному человеку. Каждый день в этих стенах происходит много забавных случаев, артисты смеются на репетициях и даже во время спектаклей.

- Но надо быть в теме. Я что-то расскажу, а вы можете быть не в теме, вам будет не смешно и не понятно. Байки - продукт внутреннего употребления, - говорит Олег Теплоухов. - Хорошо, что в театре есть занавес, - должна быть какая-то тайна.

Недалеко от курилки - выход на камерную сцену. До 1991 года на её месте располагался репетиционный зал, а до 70-х годов, когда здание ещё не было достроено, и вовсе находился гараж.

- После реконструкции в театре, к сожалению, нет репетиционного зала. Камерная сцена служит сейчас большим репетиционным залом, когда здесь нет спектаклей. Был в театре и малый репетиционный зал - он находился рядом с женскими гримёрками, а сейчас там студия звукозаписи. Сейчас приходится репетировать в голубом фойе и в подвальчике, иногда и в курилке, - сетует Олег Александрович.

Теперь спускаемся в привычное для зрителей место - фойе. До советских времен центральный вход был предназначен для людей белой кости, а боковые - для простых граждан. Каждая часть театра имела свой вход, и даже для галёрки был свой буфет. Благодаря тому, что в зрительном зале изначально была уникальная акустика, артиста было слышно даже без микрофона на последнем ярусе.

 

За звук в театре уже более 30 лет отвечает заслуженный работник культуры России Александр Гордеев. В его профессии главное - чувствовать игру актёров. При помощи микшера он создаёт определённое настроение в зале: где-то убавит звук, где-то прибавит, и результат его работы - эмоции зрителя. Музыкальная  постановка "Ханума" - живой спектакль с настоящим оркестром, где звук играет не последнюю роль.

- В ложах и портальных стенах уложены глиняные горшочки, которые отражают звук. И когда во время реконструкции вскрывали купол, обнаружили, что там всё было застелено плотной тканью, а на ней лежало битое стекло, куски керамики. То есть был создан слой, который не пропускал звук. Купол в своё время облюбовали голуби, и слой голубиного помёта тоже способствовал удержанию звука. Звук не уходит отсюда - он постоянно здесь, - объясняет Олег Теплоухов.

Когда спектакль в Драме заканчивается, на сцену опускается занавес, зрительный зал пустеет, и в театре начинает править тишина.  "Любите театр" , - часто говорила актриса Омского академического театра драмы, народная артистка России Елена Псарёва. Только тогда вы поймете, какой он есть на самом деле.

Фото: Илья Петров

 
По теме
altText - OmskTime.Ru Напомним, 7 октября состоится открытие сезона Лицейского театра. Лицеисты всегда стараются сделать начало сезона эффектным, но в этот раз есть обязывающий к пышному празднику повод – сезон станет юбилейным.
03.10.2018
Напомним, 7 октября состоится открытие сезона Лицейского театра. Лицеисты всегда стараются сделать начало сезона эффектным, но в этот раз есть обязывающий к пышному празднику повод – сезон станет юбилейным.
03.10.2018
 
 
altText - OmskTime.Ru 1 октября отмечает день своего рождения прославленная омичка, народная артистка России Валентина Шершнева, которая уже почти 40 лет служит в Омском государственном музыкальном театре.
01.10.2018
Музей театрального искусства открывает выставку к юбилею артистки Валентины Шершневой - Администрация г. Омск 1 октября отмечает день своего рождения прославленная омичка, народная артистка России Валентина Шершнева, которая уже почти 40 лет служит в Омском государственном музыкальном театре.
01.10.2018
 
скамейка.jpg - Пульс Live Со следующей недели в Омск придет похолодание и дожди, куда можно сходить в последние теплые выходные узнаете из афиши "Пульс Live" 28 сентября, пятница  Сделайте себе шикарный подарок:
27.09.2018
кликнуть для увеличения - Минобрнауки Омской области Открытие VII областной выставки-конкурса для педагогических работников Омской области под названием «АРТ-Перекресток» состоялось в выставочном зале института развития образования На конкурс представили свои творческие
13.11.2018 Минобрнауки Омской области
Как Омичи отметили День народного единства Праздник для всех Театральный сквер возле Концертного зала стал главной площадкой гуляний в День народного единства.
07.11.2018 Омская правда
Автор Светлана Федорова Фото Евгений Кармаев В ночь с 4 на 5 ноября омичи могли попробовать себя в роли музыканта или художника или побывать за кулисами театра.
07.11.2018 Омская правда