Там Полежаев – ругательное слово. А здесь вы видите совсем другого Полежаева

Whatsapp+image+2018 10 31+at+12.50.56
Фото: gorod55.ru
Эксклюзивное интервью с автором идеи, режиссером документального фильма о Леониде Полежаеве «Первый».

В понедельник в Драмтеатре прошел закрытый показ двухсерийного документального фильма об экс-губернаторе Омской области Леониде Полежаеве. Все присутствовавшие были в разной степени свидетелями эпохи, когда область находилась под его руководством. Были те, кто помнит Полежаева еще с доомских времен – когда он работал в Казахстане на сложнейших строительных объектах. И те, кто застал только позднего Полежаева, для кого он остается единственным примером управленцев советской школы.

Даже такой публике автор фильма, известная журналист Татьяна Шкирина, главный редактор телеканала «Продвижение», сумела показать Леонида Полежаева с не озвученных ранее сторон: муж, друг, отец, патриот и государственник, весельчак и оптимист.

Кощунство, конечно, со стороны редакции публиковать интервью с автором до того, как фильм показали по ТВ, но еще больший журналистский грех – это консервировать интервью. Мы рекомендуем материал к прочтению только тем, кто видел фильм или не хочет его смотреть.

ОСТОРОЖНО: сплошные СПОЙЛЕРЫ

- Татьяна, начну с самого глупого некомпетентного вопроса, который только можно задать художнику, автору и режиссеру: что ты хотела сказать своим фильмом?

- Да, хотела… Очень давно хотела…

- Давно – это с 2012 года?

- Нет. В 12-ом году я в принципе не могла в своих желаниях замахнуться на фильм. Идея родилась позже. Но решение откладывалось несколько лет. Спросишь меня: зачем мне это нужно? Я и сама не до конца понимала. Чувствовала, что должна это сделать.

- Просто потому, что это круто – снять фильм с Леонидом Полежаевым?

- Конечно, нет. Сейчас мне кажется, что, когда я рассказала ему идею, я думала, что не смотря на хорошее ко мне отношение, он все-таки предпочтет профессионалов. Каких-нибудь московских режиссеров. У кого есть опыт в серьезных жанрах. И не доверится девочке, которую он помнил преимущественно по рубрикам на «12 канале».

- По каким рубрикам?

- По несерьезным. В то время в разгаре была информационная война. Мы делали острые материалы, защищали тех, кто реально страдал от действий администрации Омска…

- Ой, да кто там страдал…

- Слушай, ну, например, была детская художественная школа «Модерн», ее выселяли из помещения, которое было отремонтировано силами родителей учеников. Помещение, которое им давали, было в ужасном состоянии. Мы, конечно, их от выселения не спасли, но серия репортажей побудила администрацию отремонтировать помещение. Я такими историями очень гордилась – людям помогла. Но потом вдруг выяснилось, Леониду Константиновичу нравились не мои острые сюжеты в новостях, а рубрика в утреннем эфире – «Словарный запас».

- ?

- Да, «Словарный запас»)) «А вы знаете, что значит объегорить, подкузьмить?». Задорная такая рубрика была.

- Чувствуется! А примеры вы приводили из мэрии?

- Нет. Обычные примеры, объясняли значение слов и фразеологизмов. Я ж краснодипломированный редактор, медом не корми - поумничать в эфире. Просто Леониду Полежаеву почему-то нравилась эта рубрика. Да, много времени прошло, но все эти годы я особо свою журналистскую работу перед ним не выпячивала, рассказывала ему, конечно, что веду проект «Лица» на «Продвижении», героями которого становились значимые персоны: управленцы, мэры, губернаторы. Но я даже не уверена, смотрел ли он мои программы. И понятно, что я опасалась… ну, кто доверит документальный фильм девочке из не очень серьезной рубрики.

Читайте Gorod55 в официальной группе Следите за самыми важными новостями региона в ленте друзей Facebook ВКонтакте Twitter Одноклассники

- Но до работы над фильмом ты уже помогала ему с выпуском книги «Две реки жизни», а до этого - сборника стихов Аркадия Кутилова. Сколько лет ушло на создание его автобиографической книги?

- Несколько лет.

- Ты же была литературным редактором книги. Ты помогала ему на протяжении нескольких лет или только постобработка?

- Он очень много писал. Мне иногда показывал фрагменты, мы обсуждали какие-то вещи. Собственно, задача литературного редактора – это же некая вспомогательная работа.

- Ну тем не менее, он же уже видел, что ты не девочка с косичками «объегорить, раскузьмить». В какой момент вы заговорили о фильме?

- Я же говорю, что идею я высказывала давно, но не думала, что он согласится работать со мной. Ой, как бы не соврать. Работа над фильмом заняла год. То есть, когда выходила книга Леонида Константиновича, мы уже какое-то время снимали фильм. Но это же не значит, что у нас был какой-то график съемок и мы по часам работали. Ориентировались по ситуации. Но в целом согласие он дал в августе прошлого года. Первая съемка была 17 октября.

- Ты помнишь этот день, когда он согласился сниматься?

- Да.

- Расскажи)

- До этого дня Леонид Константинович все разговоры про фильм сводил к фразе «не время». Хотел сначала опубликовать книгу. А в тот день просто сказал: «А давай».

- И ты ему сразу концепцию?

- Ой, это отдельная песня)

- Спой))

- Я растерялась. Я три раза пыталась написать сценарий, но… в общем, я не сценарист. Я чувствовала, какой должен быть результат, но плохо себе представляла процесс. Я ставила себе задачу, но ни малейшего представления не имела, как ее решать. Вот представь, ты пишешь слово – ты же не задумываешься о буквах, где какая – ты интуитивно достигаешь результата. А представь, что ты не знаешь букв, а нужно записать слово. Ты знаешь результат, но не представляешь этапы процесса. Вот нечто похожее получилось и здесь. Я понимала, что должно быть в фильме, а как этого достичь, тогда не знала. Признаюсь, когда Леонид Константинович согласился и я стала думать над фильмом, я постоянно ловила себя на мысли: ну хорошо, книгу он писал сам, но фильм-то снимать мне. Ответственность полностью на мне. А кто я такая, чтобы про него рассказывать? Даже вчера на премьере – я понимаю, что люди в зале как губернатора его знают в тысячу раз лучше, чем я. Но я была уверена, что как человека я знаю его лучше многих, лучше тех, кто с ним проработал, может быть, 20 лет. Для них он начальник, для меня – человек.

- Вы вообще обсуждали концепцию. «Татьяна, а какой это будет фильм? Как ты его себе представляешь?»

- Нет. Таких вопросов он не задавал. Все оказалось выстроено на доверии. Слушай, если бы инициатива исходила не от меня, а от него, если бы мне было предложено снять какой-то конкретный фильм по чужому сценарию, я бы за этот проект не взялась. Ты меня знаешь, ощущение внутренней свободы для меня важнее, чем любой результат. На сделку в этом вопросе я бы не пошла. Такую работу можно делать только с чистым сердцем. Видимо, он это понимал.

- Поэтому он доверил тебе свою семью? Признаться, я впервые увидел его супругу. Не говоря уже про Соболя (пес Леонида Полежаева – ред.) и виноград (в фильме Леонид Полежаев показывает небольшую грядку с виноградом – ред.).

- Не знаю. Татьяна Петровна (Полежаева – прим. ред.) печет самые вкусные на свете блинчики. И Соболя я полюбила))

Читайте Gorod55 в официальной группе Следите за самыми важными новостями региона в ленте друзей Facebook ВКонтакте Twitter Одноклассники

- Я к тому, что он же всю жизнь избегал демонстрации семьи. Буквально прятал ее от общественности. Ладно, старший сын – депутат. Младшего Алексея можно было увидеть где-нибудь с отцом на хоккее, когда приезжал Роман Абрамович. Но супруга – совсем не публичная. А тут… я понимаю, что, позволив тебе снимать семью, он нас всех (зрителей), по сути, в дом пригласил, и не собираюсь лезть туда в грязной обуви. Но мне интересно, как это закладывалось в концепцию фильма: «Леонид Константинович, в фильм нужно добавить семью!»

- Ничего такого не было. Один раз записала интервью в доме. Второй раз. Так тихонечко пробралась. Понятно, что во время съемок мы общались с Татьяной Петровной. И потом сделали небольшое внезапное интервью. Потом практически случайно я попала на ее юбилей (он тоже есть в фильме – прим. ред.).

- Хорошо. Генеральным продюсером фильма стал Иван Поляков (бенефициар завода им. Попова (РЕЛЕРО) и Межгосударственной корпорации развития – прим. ред.). Как было принято такое решение?

- Ох, ну мало того, что я получила согласие на съемки фильма, мне еще нужно было понять, какими ресурсами, собственно, снимать.

- А он не предложил?

- Кто?

- Леонид Константинович!

- Да я бы не стала снимать на его деньги! Я же тебе объясняла, если бы он был заказчиком фильма, то не стал бы его героем. Это даже не могло обсуждаться.

- Понял.

- Я сказала Леониду Константиновичу, что положиться могу только на ребят с телеканала «Продвижение». Сегодня там лучшие операторы в Омске, лучшая команда. Он не возражал. И потом мне нужно было договориться с телеканалом))

- И как отреагировал Иван Викторович (Поляков – прим. ред.)?

- Не знаю, я же напрямую с ним по этому вопросу не общалась. Я предложила своему руководителю, Павлу Паутову. Ну и, как видишь, в результате все получилось.

- И в титрах написали, что это гуманитарный проект Ивана Полякова.

- Гуманитарный проект Ивана Полякова – это зарегистрированный товарный знак.

- А-а! А я думал это: «Леонид Константинович, от чистого сердца, от нашего стола - вашему».

- )) ну ты даешь. Это официальный бренд. За ним много крутых проектов. Но чистого сердца никто не отменял!

- Ну, а в целом, участие Полякова не вызвало напряжения у Полежаева?

- Да какое напряжение? Как-то (работа над проектом уже началась) при встрече Иван Поляков сказал мне: «Сними хороший фильм». Это была его единственная установка. Что могло бы здесь напрягать Леонида Полежаева? Думаю, он тоже хотел хороший фильм. В общем, звезды сошлись! Логотипы в титрах появились в самом конце, когда обе стороны увидели результат. Не ради логотипов все затевалось. Главное, что стороны сошлись в оценке.

- Но сам факт немного удивляет. Более того, Иван Поляков на премьере обратился к залу.

- И что?

- Да я вообще первый раз увидел, как он говорит. Это был для меня вечер открытий))

- Значит, не зря тебя пригласила)) а что тебя удивляет? Закрытый показ фильма в Драмтеатре - идея Ивана Полякова. И воплощение этой идеи его. Герою фильма нужно было только прийти в Драмтеатр.

- Слушай, ну Полежаев и Поляков давние… ну, не противники, но прохладная температура их отношений ощущалась в регионе.

- Это все стереотипы. Многие думают, что Полежаев и Голушко враги, я сама так думала в 2010 году.

- У Леонида Константиновича и Андрея Ивановича были разные этапы отношений. Но с Иваном Викторовичем у него всегда был один долгий холодный период.

- Да откуда нам знать, Володя? Давно ли мы стали свидетелями их отношений. Мы же застали только последние годы работы Полежаева в должности губернатора. Беда омской журналистики, что, начитавшись всякой ерунды конспирологической, мы начинаем считать это объективным знанием.

Читайте Gorod55 в официальной группе Следите за самыми важными новостями региона в ленте друзей Facebook ВКонтакте Twitter Одноклассники

- Бог с ними. В любом случае, было приятно видеть, что между ними нет личного. Если что-то и было негативное – то только рабочее. Личные обиды не прощают, рабочие не вспоминают.

- Согласна. Мне тоже было приятно видеть их обоих в хорошем настроении.

- Фильм, мне кажется, это очевидно, продолжение или даже экранизация книги Леонида Полежаева «Две реки жизни». Условно казахстанская часть и омская…

- Не согласна, но ладно. А тебе какая часть больше понравилась?

- Мне в целом фильм понравился. Я действительно открыл для себя другого Полежаева. Или ты для меня открыла. Или он раскрылся с другой стороны.

- Ты, наверное, ждал, что там будет про то, как он мэров на завтраки душил?

- Разумеется нет. Я очень рад, что этого нет ни в книге, ни в фильме. Во второй части показаны члены семьи, Омск. Конечно, по динамике вторая часть для меня была интереснее. И ближе – все-таки речь идет про омские события, свидетелем которых я был, хоть и видел из-под стола. Но без первой части трагедию Леонида Константиновича не почувствовать.

- Какую трагедию?

- Ну, ему же кажется, что омичи его чуть ли не ненавидят…

- «Там (в Омске) Полежаев – это ругательное слово. А здесь (в Казахстане) вы видите совсем другого Полежаева» (эту фразу Леонид Полежаев произносит в фильме – прим.ред.).

- Спасибо за точную цитату. И в книге, и в фильме красной нитью проходит его обида… Ладно, он говорит, нет обиды, есть досада. На Омск, на омичей. Не поняли его здесь, не ценят так, как его ценят в Казахстане. И трагедия в том, что в Омске ему комфортно только в двух местах: дома, где нет чужих глаз, и у могилы Феодосия в Ачаирском монастыре. Ну, еще на излучине реки Иртыш в Черлакском районе. А в Павлодаре он счастлив везде.

- Он же говорит об этом в фильме. Может быть, просто мы с тобой еще в том счастливом возрасте, что нам сложно понять. Попробуй услышать. Там, в Казахстане, на суровых стройках, у него все впереди. Что не задача – то вызов. И он справляется. И новый вызов. А здесь уже не те годы. Уже взрослый опытный управленец. Да, тоже есть вызовы, но они воспринимаются по-другому. Губернаторов много, а реку вспять только он повернул.

- В общем во время просмотра я все думал: почему он не переехал?

- Куда?

- В Казахстан! На протяжении всего фильма он дает понять, что Омск не его дом. Дом – там!

- Не соглашусь. Там – молодость. Это ностальгия. А здесь - это дом! Каждое деревце, каждая виноградинка – это результат его созидательной деятельности. Любви к своему дому. Он говорит: «Дом нужно строить там, где ты собираешься остановиться». Его дом здесь.

- Вот в этом то и трагедия. Дом там, где тебе не рады, ну по его мнению. Где Полежаев – ругательное слово.

- Я вот даже что вспомнила… по закону подлости, этот фрагмент не попал в фильм - техника подвела. На интервью его младший сын Алексей сказал: «Меня друзья спрашивают, почему я не заберу родителей, не перевезу в Москву. А как я его заберу, если он не хочет. Здесь его место, его дом». Не знаю, что должно произойти, чтобы Леонид Константинович уехал из Омской области. В Казахстане он любит молодость, друзей молодости, проекты молодости. В Омской области он любит Родину.

- Хорошо. Сбавим градус. Игорь Бондарев присутствовал в зале (в фильме на вопрос про инцидент 2010 года, когда были распространены слухи о смерти Леонида Полежаева, он откровенно называет виновниками двух человек: Виктора Камерцеля и Игоря Бондарева). Зачем ты оставила фрагмент с их упоминанием в фильме?

- «Про любовь хочу» (такой вопрос задавался Леониду Полежаеву в фильме – прим. ред.).

- «Это не моя тема» (так ответил Полежаев – прим.ред.). В фильме нет политики, кроме этого фрагмента.

- Слушай, был инцидент с этими слухами. Я помню эти события, помню их последствия. Я посчитала важным и уместным про это спросить. Леонид Константинович ответил так, как ты видел на экране. Почему я должна это убирать?

- Потому что навряд ли Камерцель и Бондарев снимут документальные фильмы. И теперь вписаны в историю региона вот с такими оценками. Мне кажется, это несправедливо.

- Справедливость относительна. В фильме, как ты помнишь, нет закадрового текста. Потому что решила: уж точно не мне комментировать историю Полежаева. Это его портрет, я только документировала, стараясь не упускать важные штрихи. В фильме звучит достаточно имен с разными оценками – все эти люди оставили отпечатки на портрете. Разные. Семья, друзья, коллеги, преемники, недруги. Все важны. Убери одних - и портрет окажется не полный. Я бы не хотела, чтобы, в моем фильме, как в книжке у Войновича, в результате правок «отредактированный» супермен превратился в Супика.

- Ты говорила, Полежаев до премьеры видел фильм. Получается, он не стал убирать этот фрагмент… а вообще правки были?

- Ни одной правки. Я ему за это очень благодарна. Предполагаю, что были моменты, которые он может быть и хотел бы поправить, но не стал.

- После премьеры вы разговаривали?

- Еще нет.

- А от семьи были комментарии?

- Да))

- Я вижу по твоей реакции, что отзывы положительные, но как я покажу это читателю? Поэтому спрошу: какие были отзывы от членов его семьи?

- ))) хорошие. Не буду подробно пересказывать – это и невежливо, и будет выглядеть как похвальба. Суть такая, что удалось показать Леонида Константиновича не таким, каким хотел бы себя видеть Леонид Константинович, а таким, каким его видят близкие люди. А зритель, само собой, увидит в фильме то, что захочет увидеть.

- Некоторые увидят даже то, что не хотели бы видеть…

- ))) не без этого.

- Есть ли еще жанры, в которых Леонид Константинович хотел бы высказаться?

- Я не знаю.

- И наоборот. Ты поработала в новом для себя жанре. Распробовала его?

- О, да. Я кайфанула)) Теперь думаю, а не замахнуться ли… но пока не скажу. Боюсь сглазить. Есть еще один человек в Омской области, про которого я… но пока не скажу.

- Дай мне три попытки.

- Нет.

- Когда и как омичам посмотреть твой фильм? Вообще, он будет показан более широкой публике, чем зал Драмтеатра?

- Безусловно, будет. Пока не могу рассказать о сроках, но могу предположить, что в итоге фильм может быть показан в эфире телеканала «Продвижение», а потом залит на один популярный видеохостинг.

Читайте Gorod55 в официальной группе Следите за самыми важными новостями региона в ленте друзей Facebook ВКонтакте Twitter Одноклассники

Источник: ИА «Город55»

Сюжеты: Омск сегодня Фото: архив Татьяны Шкириной
 
По теме
На дорогах и тротуарах ледяные рытвины и огромные лужи Наташа ЛИПИНСКИ Фото: vk.com/aomsk?from=search В паблике «Аварийный Омск» появился снимок автобуса, который стоит в огромной луже без колеса.
Мошенники из Омска попали под суд после обмана жителей нескольких регионов 20-летние подсудимые звонили жителям Омской и Новосибирской областей, рассказывали придуманную историю, а после получали от потерпевших крупные суммы.
Куда сходить в Омске 29, 30 и 31 марта - Пульс Live Куда сходить в Омске 29, 30 и 31 марта  Пятница - день недели, которого ждут буквально все, от воспитанников детского сада до топ-менеджера крупной корпорации.
Пульс Live
Награда волонтёру - Газета Омский пригород Активист волонтёрского сообщества «Помощь солдатам» был награждён медалью.
Газета Омский пригород