Вероника Бартеньева и Евгений Романов: «Счастливы петь в Омске»

Вероника Бартеньева и Евгений Романов: «Счастливы петь в Омске»
Фото: omskregion.info

Супруги – солисты Омской филармонии о своих проектах и о том, почему они верны родному городу.

Баян ушел на заслуженный отдых

  – Вероника, вы окончили дирижерско-хоровое отделение музучилища им. Шебалина, а вы, Евгений, – по классу баяна. А как стали вокалистами?

Вероника: Я с трех лет пела перед слушателями. Помню первый концерт на сцене Советского парка. Вышла с песней «Я морячка, ты – моряк», получалось «Я борячка, ты боряк». Это было потешно, но мне подарили золотистую формочку – первый приз за выступление. Потом участвовала во многих конкурсах, но это было эстрадное пение. В училище была солисткой ансамбля «Музыка для всех» и ученицей Николая Сергеевича Якуничева. Он внимательно следил за тем, как идет постановка голоса, я ведь в 14 лет поступила в «Шебалинку». Пришлось перестраивать систему звукоизвлечения. Помню свой первый концерт, на котором я, привыкнув держать микрофон, не понимала, куда руки деть.

Евгений: У меня родители – рабочие. И меломаны. Мама очень любит аккордеон, но знакомые музыканты посоветовали ей отдать меня в музыкальную школу на баян – многоголосый инструмент, для которого создан огромный репертуар. При училище был любительский театр, и режиссер Елена Пономарева позвала меня в массовку спектакля «Гроза» Островского. Я влюбился в драматический театр, два года играл главные роли в спектаклях. Поехал поступать в театральные вузы Москвы. Не получилось. Но приняли в ярославский институт. А педагог по вокалу Наталья Ивановна Огнева сказала: «Почему бы не совместить музыку и сцену?» Она влюбила меня в оперу, и вместо Ярославля я стал учиться на кафедре вокала ОмГУ им. Достоевского.

  – А как чувствует себя сегодня баян?

Евгений: Ушел на заслуженный отдых, лежит в шкафу. Если беру в руки, просыпается любовь к инструменту, и его у меня не отнять.

  – Вероника, вы не раз побеждали на всероссийских и международных вокальных конкурсах. Какая победа кажется особенно важной?

Вероника: Наверное, самая яркая была в Москве на конкурсе «Серебряный голос». Я тогда только начинала пробовать себя в академическом пении. Это было дерзкое заявление о себе. когда у тебя еще нет техники академического вокала, ты можешь только природной музыкальностью взять. А жюри солидное, возглавляет народная артистка России Галина Писаренко. И ты стоишь в Доме музыки, волнуешься, дрожишь как осиновый лист, потому что нервы еще не стальные, и вдруг объявляют, что у тебя первое место.

Сдали билеты и остались в Омске

  – После омского университета вы получили дипломы Уральской консерватории. Это было необходимо?

Вероника: В омском дипломе бакалавров было написано, что мы окончили университет по направлению «Музыкальное искусство». Хотелось более четкой формулировки: «вокалист, концертно-камерный исполнитель». В Уральской консерватории в то время еще готовили специалистов по старой программе. Мы приехали в Екатеринбург, получили на экзамене по вокалу по 100 баллов из 100, и нас приняли не на третий курс, как предполагалось, а на пятый. Через год окончили консерваторию с красными дипломами и вернулись в Омск. Нам предлагали пойти на прослушивание в Оперный театр Екатеринбурга, но мы уже были в штате Омской филармонии, приезжали сюда на концерты. И выполнили свое обещание вернуться.

– И после стажировки в Тель-Авиве вернулись, отказавшись от карьеры солистов Израильской оперы…

Евгений: Мы узнали о возможности полугодовой стажировки в театре Тель-Авива, заявили о себе и благодарны за эту возможность. Честно говоря, оказавшись в театре Тель-Авива, мы не заметили, что оказались в другой стране: все там говорили по-русски. С нами занимались ивритом, но пользоваться им не приходилось.

Вероника: А когда стажировка закончилась, нам предложили стать солистами Израильской оперы. Предлагали дождаться летних курсов Метрополитен-опера и, возможно, поработав пару лет в Тель-Авиве, поехать в Америку. Готовы были даже оплатить эти курсы. Но было условие: переехать в Израиль навсегда, взять гражданство. Мы поехали в консульство, получили визы на ПМЖ, уволились из филармонии, купили авиабилеты. Чем ближе была дата отлета, тем мне было тяжелей. Не могла ходить спокойно по городу, все время плакала, понимая, что нужно поменять все – менталитет, ценности. Подавлять воспоминания, чтобы ностальгия не задушила. Подумала: зачем нам в Израиль, в Америку? Говорят, что у нас хорошие голоса. А в Омске люди должны слушать только тех, кто не уехал? Когда в филармонии спросили: «А может, вы еще вернетесь?» – пошли и сдали билеты. Счастливы петь в Омске.

  – Раньше считалось, что есть такое понятие: омский патриотизм. Ваш пример говорит, что оно живо.

Евгений: Мы начали снова работать с огромным подъемом. Со всеми музыкальными коллективами – симфоническим, камерным, духовым оркестрами, ансамблем «Тарские ворота», струнным квартетом Татьяны Калараш. Мы привнесли театрализацию в концертное исполнение опер. Раньше вокалисты сидели на стульях, вставали, чтобы спеть арию, и снова садились. Так были поставлены «Пиковая дама», «Алеко». Нам это показалось диким. И коллеги согласились с нами: на сцене нужно творить. Первым опытом была опера «Демон».

  – У вас большой репертуар?

Евгений: Однажды нас попросили изложить его на бумаге. Но это сотни произведений, с каждым музыкальным коллективом мы исполняем разные произведения. В разных жанрах. Вот недавно пели джаз.

И рождественские гимны, и колядки

  – Под какую музыку вы женились?

Вероника: Свадебный танец был под песню «Нью-Йорк, Нью-Йорк» в исполнении Фрэнка Синатры. Мы очень любим этого певца, он нас вдохновляет.

– Елена Образцова говорила: когда оперой дирижировал ее муж Альгис Жюрайтис, весь зал заряжался их любовью. А что вы чувствуете вдвоем на сцене?

Евгений: Уверенность в партнере. Могу импровизировать и знаю: Вероника поймет, что я делаю, может быть, одним взглядом.

Вероника: В дуэт нас поставила педагог по вокалу Наталья Ивановна Огнева. Не могу сказать, что личные чувства выливаются в образы, мы просто играем свои роли. В «Женитьбе Фигаро» я не Вероника – Сюзанна, и любовь испытываю к Фигаро, а не к Жене.

  – Как вы назвали дочь?

Вероника: Виолетта.

  – В честь главной героини оперы «Травиата»?

  Вероника: Не думали, честно говоря, о Виолетте Валери, но получилось, что выбрали оперное имя.

  – Дочка поет?

  – Ей три года. У нее есть свой игрушечный микрофон. И она хорошо держит голос.

  – Вы себя в будущем видите преподавателями вокала?

Евгений: Я уже начал педагогическую карьеру в омском университете. Меня пригласили на кафедру вокала, и у меня уже есть 8 подопечных. Меня предостерегают, что слишком много эмоций отдаю им. Но мне интересно быть педагогом.

  – Расскажите о любимых программах.

Евгений: Один из первых дуэтов – из оперы «Волшебная флейта» Моцарта. 2 февраля выступаем на сцене Органного зала с программой «Идея фикс» – со струнным квартетом Татьяны Калараш исполняем арии и сцены из опер Моцарта. Моцарт писал, что для него важно передать в музыке жизненные ситуации, характеры, внутренний мир своих героев. Для него создание опер и творчество были идеей фикс. Отсюда и название. Этот концерт в прошлом сезоне входил в наш абонемент, мы посвящали программы французской, немецкой, итальянской, австрийской музыке. Они имели успех, и мы решили повторить.

Вероника: А 4 апреля готовимся представить публике «Евгения Онегина» Чайковского в концертном исполнении. Этот проект соберет вокалистов – земляков из Новосибирска, Красноярска. Мы очень любим свою программу «Рождество в Европе»

  – А русские рождественские колядки исполняете?

Евгений: Конечно. Много лет поем в церковных хорах, сейчас – в хоре Христорождественского собора. Пение в церкви стало частью нашей жизни. Во время учебы в консерватории его не было, и мы страдали.

Вероника: Мы много лет пели в церкви Крестовоздвиженского собора. Регент Елена Иванисова влюбила меня в православную музыку. Очень благодарна этому храму на Тарской, пропитанному историей, в который я ходила с детства. А два года назад на Пасху довелось выступать в Италии. Преподаватель итальянского в университете Марио Павезе был очарован православным пением, пригласил профессора из консерватории города Мантуи, и родилась идея организовать певческие гастроли в Италию. Омский ансамбль из семи человек дал 6 концертов в католических храмах. В заключение православных концертов мы исполняли католическую кантату «Стабат Матер», «Аве верум» Моцарта и «Аве Мария» Шуберта. Кстати, в наших храмах акустика лучше, голоса летят в купол, а католики пользуются микрофонами.

  – Какую публику вы любите?

Евгений: Любую. Нет разницы: выступаем ли в школе, в Концертном зале с симфоническим оркестром, на гастролях за рубежом – стараемся выложиться. Если публика вначале скупо реагирует, это подстегивает к полной отдаче. Потрясающая реакция слушателей была в Китае. Считается, что там любят теноров, но и мой баритон вызвал бурю эмоций. Люди подпевали, фотографировали, а в конце концерта встали с криками «Браво!».

Вероника: А мой любимый слушатель – дети. Если на наши концерты приводят детей, они потом в социальных сетях добавляют нас в друзья, пишут комментарии, задают вопросы. Иногда подбегают на улице: «Я хочу научиться петь, как вы». И я тогда понимаю, в чем наше предназначение.

Автор Светлана Васильева Фото Евгений Кармаев

 
По теме
Награда волонтёру - Газета Омский пригород Активист волонтёрского сообщества «Помощь солдатам» был награждён медалью.
Газета Омский пригород
Весна идет в музей! - Музей-заповедник Старина Сибирская С наступлением весны жизнь как будто расцветает, оживает природа. Меняются темы экскурсий в музее.
Музей-заповедник Старина Сибирская