Рожденный не умирать

altText
Фото: www.omsktime.ru

В Омском ТЮЗе завершился парад премьер: театр открыл сезон новыми спектаклями, которые выпустились один за одним под занавес предыдущего сезона и некоторые остались без должного зрительского внимания.

В акварельных декорациях

Среди таких спектаклей, прошедших мимо публики (о чем свидетельствует полупустой зрительный зал, в котором и без того мало мест: постановка рассчитана на камерную сцену), оказалось «Возвращение домой» режиссёра Максима Пешина, поставленное по пьесе Ярославы Пулинович «Птица феникс возвращается домой».

Маленькая кошка Тося считает, что у нее хороший голос, и мечтает стать артисткой: давать концерты в Париже или Лондоне. Случайно на чердак, где она обитает, приземляется огромная черная птица феникс. Его зовут Феликс, и он устал от жизни: слишком многое и слишком часто терял, и уже ничего не держит его на этой земле. Но фениксы, увы, всегда возрождаются из пепла. Однако Феликсу известна одна тайна, и он готовится осуществить задуманное, когда в его планы вмешивается наивный котенок.

Действие спектакля разворачивается, как уже упомянуто выше, на камерной сцене ТЮЗа - при минимуме декораций, лишь железный балкон и стул на помосте. И эта камерность, этот минимум как раз идет на пользу постановке, рождая уютное ощущение атмосферы уличного театра. Отдельно стоит отметить решение задника в виде экрана, на котором шрифтом печатной машинки выводятся названия и «вырисовываются» акварельные антуражи локаций спектакля: чердак, где живет Тося, Старый Арбат, темный переулок, Париж, ночное небо… Минималистичная сценография Ивана Предита и красочная видеография Максима Лужанского – украшение спектакля и его несомненное достоинство.

О зверях и людях

Еще одним достоинством постановки являются режиссерские и актерские находки, позволяющие разглядеть в людях животных (и наоборот, если искать басенный подтекст в истории). Фауну из пьесы Пулинович, где кроме кошки и феникса еще встречаются воробей, псы, орел, попугаи, режиссер и художник не стали обряжать в хвосты и перья. Но в Тосе, одетой в кеды и шапку, зритель разгадывает котенка по тому, как она гоняется за лучом лазерной указки. Указкой водит хулиганистый Серый (Александр Галимов), подросток в джинсовых шортах и с выбивающимся из-под бейсболки непослушным вихром. Но он скачет по сцене мелкими прыжками и стучит Тосю по плечу частыми движениями – и узнается воробьиная натура персонажа. Вот Виктор (Михаил Квезерели) в белой майке: он много молчит, но смотрит сверху вниз и выпячивает грудь колесом – орел! А обряженные в черно-белые костюмы Маркес (Данил Супрун) и Лорка (Надежда Костюк) – ярчайшая в проявлении попугайской натуры парочка, великолепная актерская работа. Эпизодические персонажи, живые и интересные, вызывают оживление зрителей своей комичностью: вспомнить хотя бы гостя на вечеринке в исполнении Дмитрия Керна.

И получились эти персонажи более яркими, чем главные герои. Впрочем, это извечная проблема: «гэговые» эпизодники часто становятся любимчиками публики. Тем большая ответственность возложена на исполнителей главных ролей – нужно проделать огромную актерскую и режиссерскую работу, чтобы нащупать тот нерв характера, который затронет зрительское сердце. В «Возвращении домой» с этим некоторые проблемы. Если размеренность движений и равнодушная окраска речи Феликса (Максим Пешин) объясняется тысячелетним возрастом...

В Омском ТЮЗе завершился парад премьер: театр открыл сезон новыми спектаклями, которые выпустились один за одним под занавес предыдущего сезона и некоторые остались без должного зрительского внимания.

В акварельных декорациях

Среди таких спектаклей, прошедших мимо публики (о чем свидетельствует полупустой зрительный зал, в котором и без того мало мест: постановка рассчитана на камерную сцену), оказалось «Возвращение домой» режиссёра Максима Пешина, поставленное по пьесе Ярославы Пулинович «Птица феникс возвращается домой».

Маленькая кошка Тося считает, что у нее хороший голос, и мечтает стать артисткой: давать концерты в Париже или Лондоне. Случайно на чердак, где она обитает, приземляется огромная черная птица феникс. Его зовут Феликс, и он устал от жизни: слишком многое и слишком часто терял, и уже ничего не держит его на этой земле. Но фениксы, увы, всегда возрождаются из пепла. Однако Феликсу известна одна тайна, и он готовится осуществить задуманное, когда в его планы вмешивается наивный котенок.

Действие спектакля разворачивается, как уже упомянуто выше, на камерной сцене ТЮЗа - при минимуме декораций, лишь железный балкон и стул на помосте. И эта камерность, этот минимум как раз идет на пользу постановке, рождая уютное ощущение атмосферы уличного театра. Отдельно стоит отметить решение задника в виде экрана, на котором шрифтом печатной машинки выводятся названия и «вырисовываются» акварельные антуражи локаций спектакля: чердак, где живет Тося, Старый Арбат, темный переулок, Париж, ночное небо… Минималистичная сценография Ивана Предита и красочная видеография Максима Лужанского – украшение спектакля и его несомненное достоинство.

О зверях и людях

Еще одним достоинством постановки являются режиссерские и актерские находки, позволяющие разглядеть в людях животных (и наоборот, если искать басенный подтекст в истории). Фауну из пьесы Пулинович, где кроме кошки и феникса еще встречаются воробей, псы, орел, попугаи, режиссер и художник не стали обряжать в хвосты и перья. Но в Тосе, одетой в кеды и шапку, зритель разгадывает котенка по тому, как она гоняется за лучом лазерной указки. Указкой водит хулиганистый Серый (Александр Галимов), подросток в джинсовых шортах и с выбивающимся из-под бейсболки непослушным вихром. Но он скачет по сцене мелкими прыжками и стучит Тосю по плечу частыми движениями – и узнается воробьиная натура персонажа. Вот Виктор (Михаил Квезерели) в белой майке: он много молчит, но смотрит сверху вниз и выпячивает грудь колесом – орел! А обряженные в черно-белые костюмы Маркес (Данил Супрун) и Лорка (Надежда Костюк) – ярчайшая в проявлении попугайской натуры парочка, великолепная актерская работа. Эпизодические персонажи, живые и интересные, вызывают оживление зрителей своей комичностью: вспомнить хотя бы гостя на вечеринке в исполнении Дмитрия Керна.

И получились эти персонажи более яркими, чем главные герои. Впрочем, это извечная проблема: «гэговые» эпизодники часто становятся любимчиками публики. Тем большая ответственность возложена на исполнителей главных ролей – нужно проделать огромную актерскую и режиссерскую работу, чтобы нащупать тот нерв характера, который затронет зрительское сердце. В «Возвращении домой» с этим некоторые проблемы. Если размеренность движений и равнодушная окраска речи Феликса (Максим Пешин) объясняется тысячелетним возрастом героя и его усталостью от жизни – он повидал слишком много и уже ничему не удивляется, не испытывает волнение и не желает обзаводиться привязанностями, - то о Тосе разговор особый. Роль наивного котенка досталась двум актрисам: Веронике Крымских и Марии Овчинниковой.

В первом случае перед зрителем предстает капризная девочка, и превратить это в кошачье ребячество Тоси у актрисы не получилось. Во взаимодействии актерского дуэта Пешин - Крымских не прослеживается развитие отношений персонажей, не находится объяснение перемены их чувств друг к другу, между ними (если уж совсем ударяться в банальности) нет искры – а потому дружба героев кажется надуманной и неоправданной. Дуэт Пешин - Овчинникова вызывает больше доверия: Марии удалось поймать характер чердачного котенка, по мере продвижения действия взаимоотношения главных героев меняются на глазах у зрителя, видна динамика персонажей, их поступки по отношению друг к другу кажутся оправданными.

Спорные моменты

Спектакль-комикс, раскрывая историю приключений Феликса и Тоси, затрагивает тему поиска смысла существования – не стоит рассматривать постановку только лишь как сказку с налетом комедийности. «Возвращение домой» Максима Пешина - по-своему милый и уютный спектакль, служащий маркером хорошего старта для молодого режиссера. Да, не без огрехов: некоторые сцены воспринимаются как разрозненные, выпадающие из общего ритма спектакля - возможно, причина в отсутствии связующего элемента в виде музыки. В постановке много тишины, которая, хоть и работает в пользу сохранения «комиксовой» стилистики спектакля, создает провалы в общем повествовании.

В частности, самыми спорными сценами являются полеты Тоси на спине феникса – впечатляющие акварели на заднем фоне, на которых изображены замершие облака и огромная луна, притягивают больше внимания, чем герои, парадоксально статичные в своем полете. Сценам полета недостает динамики, в чем бы она ни проявлялась.

И несмотря на это, подчеркнем еще раз: спектакль достоин внимания зрителей, в нем создан красивый мир, есть интересные режиссерские находки и, конечно, яркие актерские работы – они заставляют внимательнее приглядеться к молодым артистам труппы омского ТЮЗа. А вот чего без сомнения недостает спектаклю, так это рекламы. О «Возвращении домой» почти не говорят и крайне редко пишут – впрочем, как и о многих других спектаклях ТЮЗа. У этого театра, надо сказать, заметные проблемы с позиционированием в общетеатральном пространстве города. Но это тема для отдельного разговора.

  omskgazzeta.ru  
 
По теме
Омский государственный академический театр находится в Москве, где с 9 по 14 октября на сцене Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова состоятся гастроли омского театра в рамках программы «Большие
Напомним, 7 октября состоится открытие сезона Лицейского театра. Лицеисты всегда стараются сделать начало сезона эффектным, но в этот раз есть обязывающий к пышному празднику повод – сезон станет юбилейным.
Уважаемые друзья!  Закончила работу выставка   обучающихся Тарской ДШИ. Часть работ можно будет увидеть на выставке в Культурном Центре им.
Награда волонтёру - Газета Омский пригород Активист волонтёрского сообщества «Помощь солдатам» был награждён медалью.
Газета Омский пригород
Весна идет в музей! - Музей-заповедник Старина Сибирская С наступлением весны жизнь как будто расцветает, оживает природа. Меняются темы экскурсий в музее.
Музей-заповедник Старина Сибирская