Совершенно несоветский автор: Антон Долин — памяти режиссера Станислава Говорухина

altText
Фото: www.omsktime.ru

14 июня после долгой болезни умер режиссер, актер и политик Станислав Говорухин. Ему было 82 года. Говорухин сыграл более 30 ролей в кино и снял больше 20 фильмов, среди них — «Вертикаль», «Место встречи изменить нельзя» и «Ворошиловский стрелок». В 2000-х годах он активно участвовал в политической жизни России: баллотировался в президенты, вступил в партию «Единая Россия», избрался в Госдуму и возглавлял штаб Владимира Путина на президентских выборах 2012 года. Антон Долин вспоминает, как сделанное Говорухиным кино долгие годы меняло вкусы советских и российских зрителей — и менялось само.

Объяснить значение Станислава Говорухина иностранцу практически невозможно — подлинно народный режиссер, иначе не скажешь. Снимал жанровое кино, среди его фильмов хватает неудач: мало кто сегодня будет вспоминать «Белый взрыв» и «Контрабанду», вряд ли кто-то бросится пересматривать «Артистку» или «Пассажирку». Но сказать, что Говорухину «просто повезло» снять несколько культовых картин, — значит солгать.

Наряду с Леонидом Гайдаем и Эльдаром Рязановым, Станиславом Ростоцким и Татьяной Лиозновой, он легко и естественно создавал кинообразы, уходившие в фольклор. Его картины расхватывали на цитаты, стилю его персонажей (и его собственному узнаваемому стилю) охотно подражали. В отличие от многих, Говорухин продолжал быть значительной фигурой и после СССР — снимал беспрестанно, даже делая политическую карьеру: депутатом Госдумы он был с 1993 года, позже стал председателем комитета Госдумы по культуре, в 2011-м — главой предвыборного штаба Владимира Путина.

В послевоенной России Говорухин был редким — если не единственным — режиссером голливудского типа. Он без лишних комплексов вписывался в проходные проекты, выполняя их добросовестно, но потом вдруг снимал хит — одновременно авторский и коммерческий. Умел поразить зрителя точнейшим попаданием в ожидания эпохи, сформулировать их раньше и ярче остальных. И при этом был начисто лишен амбиций «крупного художника», ставящего мессианские задачи. Неслучайно он давно и крепко дружил с другим народным любимцем, Владимиром Высоцким, и был режиссером двух, возможно, важнейших (с точки зрения имиджа и славы) картин с его участием: «Вертикаль» (1967) и «Место встречи изменить нельзя» (1979). Высоцкий и Говорухин воплощали собой романтическую мужественность, предельно далекую от стандартов суконного официоза.

Говорухину лучше всех в СССР удавались экранизации коммерческих бестселлеров всех времен и народов. Причем бестселлеров иностранных: работавший в космополитичной Одессе Говорухин — денди с его трубками и шляпой, геологией и альпинизмом — был автором как будто совершенно несоветским. В 1972-м он снял «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» по Даниелю Дефо с неожиданным Леонидом Куравлевым в главной роли, в 1981-м — хрестоматийные «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна» по Марку Твену...

14  июня после долгой болезни умер режиссер, актер и  политик Станислав Говорухин. Ему было 82 года. Говорухин сыграл более 30 ролей в  кино и  снял больше 20 фильмов, среди них  — «Вертикаль», «Место встречи изменить нельзя» и  «Ворошиловский стрелок». В  2000-х годах он  активно участвовал в  политической жизни России: баллотировался в  президенты, вступил в  партию «Единая Россия», избрался в  Госдуму и  возглавлял штаб Владимира Путина на  президентских выборах 2012 года. Антон Долин вспоминает, как сделанное Говорухиным кино долгие годы меняло вкусы советских и  российских зрителей  — и  менялось само.

Объяснить значение Станислава Говорухина иностранцу практически невозможно  — подлинно народный режиссер, иначе не  скажешь. Снимал жанровое кино, среди его фильмов хватает неудач: мало кто сегодня будет вспоминать «Белый взрыв» и  «Контрабанду», вряд  ли кто-то бросится пересматривать «Артистку» или «Пассажирку». Но  сказать, что Говорухину «просто повезло» снять несколько культовых картин,  — значит солгать.

Наряду с  Леонидом Гайдаем и  Эльдаром Рязановым, Станиславом Ростоцким и  Татьяной Лиозновой, он  легко и  естественно создавал кинообразы, уходившие в  фольклор. Его картины расхватывали на  цитаты, стилю его персонажей (и  его собственному узнаваемому стилю) охотно подражали. В  отличие от  многих, Говорухин продолжал быть значительной фигурой и  после СССР  — снимал беспрестанно, даже делая политическую карьеру: депутатом Госдумы он  был с  1993 года, позже стал председателем комитета Госдумы по  культуре, в  2011-м  — главой предвыборного штаба Владимира Путина.

В  послевоенной России Говорухин был редким  — если не  единственным  — режиссером голливудского типа. Он  без лишних комплексов вписывался в  проходные проекты, выполняя их  добросовестно, но  потом вдруг снимал хит  — одновременно авторский и  коммерческий. Умел поразить зрителя точнейшим попаданием в  ожидания эпохи, сформулировать их  раньше и  ярче остальных. И  при этом был начисто лишен амбиций «крупного художника», ставящего мессианские задачи. Неслучайно он  давно и  крепко дружил с  другим народным любимцем, Владимиром Высоцким, и  был режиссером двух, возможно, важнейших (с  точки зрения имиджа и  славы) картин с  его участием: «Вертикаль» (1967) и  «Место встречи изменить нельзя» (1979). Высоцкий и  Говорухин воплощали собой романтическую мужественность, предельно далекую от  стандартов суконного официоза.

Говорухину лучше всех в  СССР удавались экранизации коммерческих бестселлеров всех времен и  народов. Причем бестселлеров иностранных: работавший в  космополитичной Одессе Говорухин  — денди с  его трубками и  шляпой, геологией и  альпинизмом  — был автором как будто совершенно несоветским. В  1972-м он  снял «Жизнь и  удивительные приключения Робинзона Крузо» по  Даниелю Дефо с  неожиданным Леонидом Куравлевым в  главной роли, в  1981-м  — хрестоматийные «Приключения Тома Сойера и  Гекльберри Финна» по  Марку Твену с  любимцем всей страны Федей Стуковым и  Владиславом Галкиным, в  1985-м  — многосерийный «В  поисках капитана Гранта» по  Жюлю Верну, в  1987-м  — безупречных «Десять негритят» по  Агате Кристи.

Не  все помнят, что и  самый знаменитый, легендарный, до  сих пор недостаточно изученный его фильм  — «Место встречи изменить нельзя»  — тоже был экранизацией. Это тот редкий случай, когда фильм затмил выдающийся вообще-то первоисточник  — детектив братьев Вайнеров «Эра милосердия». Дело не  только в  блестящем сценарии, незаурядном кастинге, точно воссозданной послевоенной эпохе и  увлекательной интриге, но  и  в  том, как точно была уловлена основная дилемма русской жизни  — спор между «жесткой рукой» беспощадного и  харизматичного Жеглова и  мягкостью гуманиста, наивного фронтовика Шарапова. Один не  верит в  людей, другой верит, и  от  исхода их  спрятанного под криминальной фабулой противостояния зависит, кажется, будущее страны и  всех, кто в  ней живет. Этой  же темы касаются многие другие картины Говорухина, но  нигде она не  явлена так обнаженно и  остро, как в  «Месте встречи».

Об  этом, так или иначе, говорят два публицистических  — назвать их  документальными будет не  вполне точно  — фильма, сделанных Говорухиным во  времена распада СССР: «Так жить нельзя» (1990) и  «Россия, которую мы  потеряли» (1992). Обе формулы, вынесенные в  названия, стали нарицательными. А  режиссер вошел в  постсоветское десятилетие готовым на  прямое высказывание по  самым жгучим вопросам  — и  это, а  вовсе не  карьерные амбиции привело его в  политику.

Иногда кажется, что снятый им  в  1999 году «Ворошиловский стрелок», где последнюю свою великую роль сыграл Михаил Ульянов,  — знаковый фильм перестройки, по  каким-то причинам запоздавший лет на  десять. Эта картина  — беспощадный приговор циничному времени «новой России», которую Говорухин  — чуждый пошлой ностальгии, никогда не  состоявший в  КПСС  — категорически отказывался принимать.

В  нулевых Говорухин-политик накрепко вошел в  российский истеблишмент, а  Говорухин-режиссер слегка потерялся. Во  всяком случае, ни  одного фильма, сопоставимого по  значимости с  «Ворошиловским стрелком», не  говоря о  картинах советского периода, он  больше не  снял. Но  было  бы несправедливо забыть о  фильмах, в  которых он  пытался вернуть контакт с  широкой публикой,  — и  о  том, что именно он  открыл нескольких блестящих актеров, начиная со  Светланы Ходченковой в  размашистой мелодраме «Благословите женщину» (2003).

Любопытно, что в  последние пять лет Говорухин в  очередной раз сменил стиль: после консервативно-традиционных картин сделал эстетский черно-белый неонуар «Weekend» (2013)  — римейк «Лифта на  эшафот» Луи Маля 1957 года, а  потом, ко  всеобщему удивлению, экранизировал «Компромисс» Довлатова в  фильме «Конец прекрасной эпохи» (2015). Эту работу справедливо критиковали за  пафос, во  многом противоположный довлатовскому, но  если поставить ее  в  иной контекст  — не  книг Довлатова, а  фильмов Говорухина,  — то  можно и  в  ней найти немало интересного.

Он  и  сам был, к  слову, прекрасным писателем. Речь скорее о  сценариях, чем книгах, но  какие это были сценарии! Среди поставленных по  ним фильмов  — «Пираты ХХ  века» и  «Тайны мадам Вонг», «Подмосковные вечера» и  «Русский бунт».

А  еще Станислав Говорухин оказался незаурядным артистом. У  него было немало ролей в  фильмах совсем незаметных, но  ведь был и  Крымов в  «Ассе» Сергея Соловьева  — антагонист нового типа, одновременно всесильный и  беспомощный, отталкивающий и  привлекательный. Противники и  враги Говорухина (у  него их  было много) любят язвить,  — мол, Соловьев точно передал натуру Говорухина в  этом персонаже, тот сыграл едва  ли не  самого себя. Но  они забывают о  других ролях и  образах. Например, о  потерявшем жену судье, несчастном, раздавленном герое фильма «Среди серых камней», снятого Кирой Муратовой   — выдающейся одесситкой, которая умерла всего за  несколько дней до  ухода Говорухина. Как режиссеры они были противоположны во  всем, но, несмотря на  это, ей  удалось рассмотреть в  Говорухине что-то важное, чего не  видел никто другой.

meduza.io  

 
По теме
Уважаемые друзья!  Закончила работу выставка   обучающихся Тарской ДШИ. Часть работ можно будет увидеть на выставке в Культурном Центре им.
Куда сходить в Омске 29, 30 и 31 марта - Пульс Live Куда сходить в Омске 29, 30 и 31 марта  Пятница - день недели, которого ждут буквально все, от воспитанников детского сада до топ-менеджера крупной корпорации.
Пульс Live
Награда волонтёру - Газета Омский пригород Активист волонтёрского сообщества «Помощь солдатам» был награждён медалью.
Газета Омский пригород