Пять дней оваций

Фото: omskregion.info
Автор Светлана Васильева

Каким запомнится VI Международный театральный фестиваль.

Театральный праздник  зрителей и актеров В минувшее воскресенье завершился VI Международный театральный фестиваль «Академия».

Большие гастроли

Как замечательно, не выезжая из родного города, видеть спектакли, о которых говорят в столицах! Наша многолетняя дружба с Театром им. Евг. Вахтангова дает эту возможность. Омские зрители, не пропускающие гастролей любимого театра, могут удивить москвичей знанием репертуара вахтанговцев.

  На этот раз гости привезли в Омск пять спектаклей. «Евгения Онегина» и «Медею» показали дважды. Спектакли на сценах театра драмы и музыкального театра шли с аншлагом. Приезд вахтанговцев стал возможен в рамках программы «Большие гастроли», вернувшей традицию поездок театров по городам России. В нынешнем году около 250 театров выступят во всех 85 регионах России, а количество показов спектаклей превысит 2000.

Театр им. Евг. Вахтангова в Омске стал главным событием VI Международного фестиваля «Академия».

Нескучная классика

Вахтанговцы прилетели в Омск сложным путем – через Тюмень. Из-за тумана Омск не принимал самолет, и пришлось лететь обратно и три часа после бессонной ночи ожидать продолжения рейса в Омск. Тем не менее в этот же вечер не успевшие как следует отдохнуть актеры сыграли два спектакля.

Ставший знаменитым спектакль Римаса Туминаса «Евгений Онегин» поразил омичей.

Зачем мы, зная наизусть чуть ли не весь роман в стихах Александра Пушкина, прослушав в разных театрах оперу Чайковского, так стремимся увидеть «Евгения Онегина» Римаса Туминаса? Идем за неожиданным впечатлением? Ждем новой разгадки пленительного и непонятного иностранцам образа Татьяны Лариной? Все это правда. И верим Вахтанговскому театру, который даже в лихие 90-е не позволил себе пошлости на сцене, новомодных экзерсисов на грани фола.

В спектакле звучат стихи Пушкина в исполнении лучших, любимейших актеров. Но неожиданности одна за другой. Два Онегина: Виктор Добронравов и Сергей Маковецкий – молодой и умудренный жизнью герои. Тихая и молчаливая Татьяна (Ольга Лерман) наедине с собой полна эмоций.

Сон Татьяны читает Ларина-мать в исполнении Ирины Купченко. И ассоциация – это Татьяна в будущем. На сцене балет, и в роли танцмейстера – Людмила Максакова, она же играет няню Татьяны и выходит на сцену в образе смерти. Знакомая история предстает в обрамлении выразительных символов, трехчасовой спектакль зрители смотрят на едином дыхании. Для показа этого спектакля в Омске театр привез две фуры видео- и звукооборудования. И проекции происходящего на сцене на экран – задник, и музыка помогали создавать волшебство этого сложносочиненного спектакля. 

Как омичи принимали вахтанговцев! Аплодисменты долго не стихали, звучали возгласы «Браво!». В зале не было свободных мест, даже в оркестровой яме музыкального театра стояли стулья.

После спектакля на сцену поднялся глава региона Александр Бурков и вручил гостям из столицы  от лица всех омичей символ «Академии» – статуэтку «Крылатый гений».

– Для нас вдвойне приятно, что мы сегодня на сцене в день открытия видим Театр имени Вахтангова. Потому что он для нас родной. Это тот театр, который в годы Великой Отечественной войны делил сцену с нашей труппой. Во-вторых, наш знаменитый земляк Михаил Ульянов посвятил всю свою жизнь Театру имени Вахтангова. И мне приходят на память его слова: «Это трудное, очень трудное и благородное дело – театр!» Это золотые слова. Дело артистов – сложное. В первую очередь эмоционально. Но за этот труд главная награда – аплодисменты зрителей, – отметил глава нашего региона в своей приветственной речи.

Два других спектакля, созданных в вахтанговской традиции искрящегося весельем театра – «Мадемуазель Нитуш» Эрве и «Ревнивая к себе самой» Тирсо де Молина, –  также были восторженно приняты зрителями. Оперетта Эрве шла в сопровождении вахтанговского оркестра, в комедийном спектакле блистала Мария Аронова.

Можно ли оправдать Медею?

«Медея» Жана Ануя в постановке Михаила Цитриняка с Юлией Рутберг в заглавной роли – иное разрешение конфликта любви и долга. Юлия Рутберг играет свою героиню страстно, мощно. Ее Медея, убившая ради любимого брата, похитившая золотое руно в родном Коринфе, требует нерушимости клятв любви от Язона. Ее отчаяние заставляет сочувствовать обманутой Медее. Но как оправдать убийство детей? Актриса опускает в красную жидкость две полоски белой материи, лежащие у нее на руках, и резким движением, обрызгивая белую сорочку, вытаскивает их и предъявляет Язону. И в диалогах-поединках с ним она уже не кажется правой. Спектакль производит огромное впечатление, но иное, чем полвека назад, когда «Медею» ставили во многих театрах, а в рецензиях цитировали Еврипида: «И новому путь открывает бессмертный…» Это новое – женская эмансипация –  достаточно себя скомпрометировало, а в эпоху терроризма безудержная месть вызывает ужас и ассоциации с действиями шахидок.

– Вам может показаться странным, но актер или актриса обязаны понять, оправдать и полюбить своих героя или героиню, какими бы они ни были, – говорил на творческой встрече Сергей Маковецкий. – И чем больше мы их полюбим, тем ярче вы на них будете реагировать, либо ненавидеть, либо так же любить, как мы. По-другому быть не может, иначе – карикатура роли. Иногда приходится открывать в себе все двери, даже самую последнюю, потайную дверь… Объяснить, как это происходит, невозможно, в этом и есть чудо театра.

Палачи и жертвы

«Одноклассники – как родственники. И даже больше». Эта фраза звучит несколько раз в спектакле «Наш класс» Театра им. Евг. Вахтангова. Только смысл в начале и в финале спектакля у нее разный.

Поставленная Натальей Ковалевой пьеса польского драматурга Тадеуша Слободзянека сыграна молодыми актерами Вахтанговского театра, недавно принятыми в труппу. Это выпускники первой студии, открытой четыре года назад по инициативе художественного руководителя театра Римаса Туминаса. Они принесли на сцену молодую искренность и уровень актерского мастерства, достойный прославленного театра.

На школьных досках – имена героев и даты их жизни. У кого-то она оборвалась в 1941-м, кто-то перешагнул порог третьего тысячелетия. Но благополучием может похвастаться только уехавший перед войной в Америку Абрам (Максим Севриновский). Несчастны все, потому что у каждого на совести пятно за совершенное в юности, и судьба настигает в виде потери детей, сумасшествия жены…

Пьеса написана на документальной основе, у всех героев есть реальные прототипы. Маленький городок Едвабне на востоке Польши в 1939 году отошел к Советскому Союзу, а после войны стал частью Польской Народной Республики. С приходом гитлеровцев местные жители согнали всех евреев в овин и подожгли его. То есть злодеяние на совести поляков, а не немцев. И одноклассники убивали одноклассников, любившие – любимых. А в начале спектакля они были таким дружным классом, так искренне радовались друг за друга, так хорошо вместе пели!

Спектакль получился пронзительным и многозначным. Он лишен стереотипа: палачи и жертвы. Жертвы тоже отличились. Якуб Кац (Эльдар Трамов) и Менахем (Владимир Шульев) слишком уж с большим усердием открывали в 1939 году кинотеатр в костеле. Менахем сознательно стал агентом НКВД. Что происходит с людьми в переломные моменты, отчего они теряют человеческий облик и как с этим жить всю оставшуюся жизнь – об этом сценическое исследование студийцев. Зал встретил финал спектакля потрясенным.

От бурлеска до исповеди

Зрительский интерес вызвали и другие спектакли «Академии». Спектакль Хаима Дери «Кино за лиру» впервые показан в России. Хаима Дери называют израильским Гришковцом, он представил автобиографическую историю о детстве, семье, отношениях с отцом в жанре исповеди на сцене. Актеры сербского театра «Бора Станкович» признались, что играть Чехова для русских – большая ответственность. Актеры сыграли спектакль «Три сестры» на Камерной сцене между рядами зрителей. На стене – манящие фотографии недосягаемой Москвы. «Три сестры» в постановке этого театра – история о несбыточной мечте вырваться из бесперспективной жизни в маленьком городке. Мечте, которая никогда не сбудется. Театру «Бора Станкович» 120 лет, он работает в сербском городке Вранье с населением 60 тысяч человек. Здание театра сгорело, спектакли показывают на сцене Дома офицеров. Чеховскую пьесу сербы воспринимают как свою историю, что в который раз говорит о «всемирности» русских классиков.

Еще один любопытный опыт камерной постановки – спектакль «Омлет» Театра Российской армии. Автор пьесы,  программный директор фестиваля Александр Вислов, создал историю о двух артистах, играющих в «Гамлете» роли Розенкранца и Гильденстерна. Пока главные герои на сцене, в гримерке разыгрываются нешуточные страсти. По сути, это театр в театре.

Закрылся фестиваль «Академия» двумя моноспектаклями: «К вам обращаюсь…» Роберта Акопяна из Еревана и Роберта Якобсона из шведского города Этран «В тени ненависти растут цветы».

Каждая «Академия» имеет неповторимое лицо. Нынешний фестиваль прошел под флагом Театра им. Евг. Вахтангова – академического, одного из ведущих в стране. А камерные спектакли добавили в афишу своеобразия.

Омские театралы зарядились впечатлениями на два года – до следующего фестиваля.

  МНЕНИЕ:

Сергей Маковецкий

Народный артист России:

  Работая с любым режиссером, а с прекрасным тем более, вы, зная классическое произведение, открываете его по-новому. У меня был невероятный интерес, когда Римас Туминас вдруг предложил двух Онегиных в спектакле. И я понял, что это ему подсказал господин Пушкин, который написал: «Письмо Татьяны предо мною, его я свято берегу, читаю с тайною тоскою и начитаться не могу». Отсюда пошла фантазия режиссера. Это письмо так зачитано, что практически истлело, и вы видите его клочки. Что-то новенькое? А до этого мы ставили «Ревизора», и Римас Владимирович предложил отказаться от первой фразы пьесы: «А зачем ее произносить в тысячный раз?» И в «Онегине» не звучит «Мой дядя самых честных правил…» Люди приходят на Пушкина и сами могут это хором прочесть. Открывается занавес, публика ожидает этой фразы, а ее нет. И в зале происходят интересные диалоги: «Скажите, пожалуйста, а фраза была?» – «Ну конечно, это же Пушкин! Вы просто не услышали». И зритель уже в спектакле.

  КОММЕНТАРИЙ:

Александр Вислов

Программный директор фестиваля «Академия:

  При составлении репертуара были самые разные идеи, шли переговоры со многими театрами. Были проблемы финансовые, организационные, связанные с занятостью трупп. Но, я считаю, афиша «Академии» получилась достойной. Широко представлен Театр им. Евг. Вахтангова, и как вишенки на торте – спектакли на Камерной сцене. Жизнь не заканчивается на шестом фестивале, будет и седьмой. Фестиваль – это праздник. Евгений Вахтангов в свое время поставил спектакль «Праздник мира». Вот это праздник мира и праздник театра.


Виктор Лапухин

Директор Омского академического театра драмы:

  Фестиваль «Академия» проводится раз в два года, и у нас есть уверенность, что за шестым международным фестивалем будет и седьмой. Временно исполняющий обязанности губернатора Александр Бурков заверил: все, что наработано в сфере культуры нашего, омского, будет финансироваться.

Наш академический театр драмы в октябре едет в Москву, где на сцене Театра имени Евг. Вахтангова сыграет пять спектаклей: «Время сэконд-хенд», «Искупление», «Инкогнито», «Правда –  хорошо, а счастье – лучше», «Три товарища».


Фото Максима Кармаева  и Андрея Кудрявцева

Фото Максима Кармаева  и Андрея Кудрявцева


Последние новости Омской области по теме:
Пять дней оваций

Пять дней оваций - Омская правда
Пять дней оваций - Омск
Автор Светлана Васильева Каким запомнится VI Международный театральный фестиваль.
10:12 04.07.2018 Омская правда
- Омск
Каким запомнится VI Международный театральный фестиваль. Театральный праздник  зрителей и актеров В минувшее воскресенье завершился VI Международный театральный фестиваль «Академия».
10:11 04.07.2018 ИА Омскрегион
 
По теме
altText - OmskTime.Ru В День города, 4 августа, с 12:00 у Омского академического театра драмы откроется площадка, куда на один день переедут практически все театральные цеха Лицейского театра — швейный, бутафорский, художественный,
02.08.2018
 
Омский театр драмы получил 3 миллиона рублей на постановку пьесы Чехова - ИА Омскрегион Омский академический театр драмы стал обладателем федерального гранта. Сумму в 3 млн рублей театр получит на постановку спектакля «Рассказ неизвестного человека» по пьесе Антона Чехова.
01.08.2018
 
 
В омском ТЮЗе начались ремонтные работы - BiletOmsk.Ru В Театре юного зрителя сразу после премьеры спектакля «Онегин», которая состоялась на прошлой неделе, начался ремонт, сообщает пресс-служба регионального минкульта.
24.07.2018
скамейка.jpg - Пульс Live В Омск пришла непогода, в каком уютном местечке можно спрятаться от прохладного дождя и отлично провести время с друзьями или семьей, узнаете из афиши «Пульс Live».
23.07.2018
 
скамейка.jpg - Пульс Live Куда можно сходить в Омске в будние дни, узнаете из афиши «Пульс Live».  19 ноября, понедельник Сделайте себе шикарный подарок: посетите консультационно-оздоровительной центр «Ом Шанти»,
19.11.2018 Пульс Live
победители.jpg - ГТРК Омск Награждение состоялось в Санкт-Петербурге. Как сообщили в Роскультцентре, лауреатом премии в номинации "Лучший писатель" стала петербурженка Арина Обух, как "Лучшего поэта" наградили омича Александра Тихонова,
19.11.2018 ГТРК Омск
В Омске выступит знаменитый хор М. Е. Пятницкого - ГТРК Омск Коллективу присвоен статус Национального достояния страны. Концерт в Омске состоится в рамках программы Министерства культуры Российской Федерации "Всероссийские филармонические сезоны".
19.11.2018 ГТРК Омск
Автор Виолетта Гордиенко Фото Евгений Кармаев Актер Лицейского театра Алексей Осипов за несколько лет службы искусству смог завоевать сердца не только взрослых, но и самых маленьких зрителей.
14.11.2018 Омская правда
Как Омичи отметили День народного единства Праздник для всех Театральный сквер возле Концертного зала стал главной площадкой гуляний в День народного единства.
07.11.2018 Омская правда