Дмитрий Егоров: «Если писать по всем правилам — не получится хорошей пьесы»

altText
Фото: www.omsktime.ru

В Омске продолжается «Неделя экспериментального театра 2018». 10 октября состоялась конференция «Новый театр. Как писать, играть и смотреть современную драматургию?». Модератором выступил театральный критик, поэт, журналист Сергей Денисенко. В обсуждении участвовали режиссер, драматург из Санкт-Петербурга Дмитрий Егоров, драматург и режиссер Светлана Баженова, а также драматурги Ульяна Гицарева и Серафима Орлова.

Сергей Павлович начал обсуждение, процитировав Вадима Решетникова: «Искусство начинается там, где кончаются правила. Но при этом правила знать надо!»  Перед тем как перейти к заявленным вопросам, Денисенко спросил, что сейчас считается современной драматургией.

Дмитрий Егоров ответил, что большинство педагогов считают современной драматургией пьесы Володина и Вампилова, не воспринимая более молодых авторов. Но сейчас пишется множество хороших пьес на любой вкус: их нужно искать на фестивалях и читать современных драматургов самостоятельно, выбирая ценный материал.

«Граница между современным драматургом и графоманом зыбкая» , — шутливо заметил Дмитрий Егоров.

Единственное место в России, где можно научиться драматургии, — школа Николая Коляды в Екатеринбурге, считает Егоров. Некоторые другие наставники даже портят начинающих писателей, уверен он.

Сам Дмитрий Егоров дал участникам такой совет: чтобы писать, надо любить писать и постоянно пробовать. При этом необходимо критично относиться к своим произведениям, не влюбляться слепо в написанное. На вопрос модератора о том, надо ли изучать основы драматургии, чтобы писать хорошие пьесы, Егоров отрицательно покачал головой и добавил, что теория может отпугнуть. Вместо этого лучше ходить в разные театры на спектакли, так как театр — это живое искусство, которое таким образом можно постичь.

«Если писать по всем правилам — не получится хорошей пьесы» , — добавил режиссер.

Ульяна Гицарева на вопрос «Как писать?» посоветовала сначала определиться, зачем писать. Современная драматургия имеет смысл, если ты пишешь на остросоциальные темы, добавила она.

Светлана Баженова на этот же вопрос ответила иронично: «Слева — кто говорит, справа — что говорит». Основатель «ЦСД» в Омске сказала, что она не знает, как она пишет пьесы. Универсальных правил по написанию сценария не существует.

Серафима Орлова сказала, что ей нравятся театры, которые не похожи на театры, и спектакли, которые не похожи на спектакли. Драматург отдает предпочтение непонятным пьесам, которые написаны не по правилам, и в данном случае не важно, знает драматург эти правила или нет.

После этого продолжился разговор о «непонятных» пьесах и спектаклях. Участники интересовались, не нужно ли в данном случае подумать о зрителе, который на непонятный спектакль просто не пойдет. Кроме того, у всех экспертов спросили, должен драматург потакать зрителю.

«В XXI веке мы исключили представление о том, что театр должен заставлять людей думать» , — обозначил очередную проблему Сергей Денисенко.

Все спикеры сошлись во мнении, что на поводу у аудитории, которая скорее выберет несложный развлекательный спектакль, идти не стоит.

В финале разговора модератор предложил режиссерам театров, которые приехали на «НЭТ», пообщаться с...

В Омске продолжается «Неделя экспериментального театра 2018». 10 октября состоялась конференция «Новый театр. Как писать, играть и смотреть современную драматургию?». Модератором выступил театральный критик, поэт, журналист Сергей Денисенко. В обсуждении участвовали режиссер, драматург из Санкт-Петербурга Дмитрий Егоров, драматург и режиссер Светлана Баженова, а также драматурги Ульяна Гицарева и Серафима Орлова.

Сергей Павлович начал обсуждение, процитировав Вадима Решетникова: «Искусство начинается там, где кончаются правила. Но при этом правила знать надо!»  Перед тем как перейти к заявленным вопросам, Денисенко спросил, что сейчас считается современной драматургией.

Дмитрий Егоров ответил, что большинство педагогов считают современной драматургией пьесы Володина и Вампилова, не воспринимая более молодых авторов. Но сейчас пишется множество хороших пьес на любой вкус: их нужно искать на фестивалях и читать современных драматургов самостоятельно, выбирая ценный материал.

«Граница между современным драматургом и графоманом зыбкая» , — шутливо заметил Дмитрий Егоров.

Единственное место в России, где можно научиться драматургии, — школа Николая Коляды в Екатеринбурге, считает Егоров. Некоторые другие наставники даже портят начинающих писателей, уверен он.

Сам Дмитрий Егоров дал участникам такой совет: чтобы писать, надо любить писать и постоянно пробовать. При этом необходимо критично относиться к своим произведениям, не влюбляться слепо в написанное. На вопрос модератора о том, надо ли изучать основы драматургии, чтобы писать хорошие пьесы, Егоров отрицательно покачал головой и добавил, что теория может отпугнуть. Вместо этого лучше ходить в разные театры на спектакли, так как театр — это живое искусство, которое таким образом можно постичь.

«Если писать по всем правилам — не получится хорошей пьесы» , — добавил режиссер.

Ульяна Гицарева на вопрос «Как писать?» посоветовала сначала определиться, зачем писать. Современная драматургия имеет смысл, если ты пишешь на остросоциальные темы, добавила она.

Светлана Баженова на этот же вопрос ответила иронично: «Слева — кто говорит, справа — что говорит». Основатель «ЦСД» в Омске сказала, что она не знает, как она пишет пьесы. Универсальных правил по написанию сценария не существует.

Серафима Орлова сказала, что ей нравятся театры, которые не похожи на театры, и спектакли, которые не похожи на спектакли. Драматург отдает предпочтение непонятным пьесам, которые написаны не по правилам, и в данном случае не важно, знает драматург эти правила или нет.

После этого продолжился разговор о «непонятных» пьесах и спектаклях. Участники интересовались, не нужно ли в данном случае подумать о зрителе, который на непонятный спектакль просто не пойдет. Кроме того, у всех экспертов спросили, должен драматург потакать зрителю.

«В XXI веке мы исключили представление о том, что театр должен заставлять людей думать» , — обозначил очередную проблему Сергей Денисенко.

Все спикеры сошлись во мнении, что на поводу у аудитории, которая скорее выберет несложный развлекательный спектакль, идти не стоит.

В финале разговора модератор предложил режиссерам театров, которые приехали на «НЭТ», пообщаться с драматургами и рассказать, какие трудности возникают у них при постановке современных пьес.

Основной проблемой оказалась излишняя событийность современных пьес, которые напоминают скорее сценарий фильма. Но, ожидаемо, не для всех режиссеров событийность становится преградой: Дмитрий Егоров сообщил, что он предпочитает именно такие пьесы.

«Мы посмотрели семь спектаклей «НЭТ», и ни в одном не было мобильных телефонов на сцене. В ближайших спектаклях, которые нам предстоит посмотреть, судя по афише, мобильных телефонов на сцене мы тоже не увидим. Поэтому для меня многозначной становится фраза  «Просьба выключить мобильные телефоны». Мне так и хочется продолжить: «Потому что на сцене их не будет» , — финальный пассаж обсуждения Сергей Денисенко оставил без объяснений. Наверное, потому, что театр должен заставлять зрителя думать.

  https://newsomsk.ru/class/news/79752-dmitriy_egorov_esli_pisat_po_vsem_pravilam__ne_pol/  
 
По теме
Песня жить и дружить помогает... - Газета Ваша звезда Наталья Чердынцева, жительница села Юрьевка, не мыслит себя без песни и творчества Культура – понятие широкое и всеобъемлющее, она связывает национальности и традиции, людей разных поколений и вероисповеданий.
Газета Ваша звезда