В прокат выходит последняя (теперь точно!) часть «Елок». Эпитафия Антона Долина

altText
Фото: www.omsktime.ru

27 декабря в прокат выходит фильм «Елки Последние» — восьмая и заключительная часть новогодней франшизы продюсера Тимура Бекмамбетова. Картина по традиции состоит из нескольких новелл, сюжеты которых переплетаются к финалу, в ней снова снимаются Иван Ургант, Сергей Светлаков и Вера Брежнева, а действие ее опять разворачивается в прекрасной вымышленной России без серьезных проблем и плохих людей. Кинокритик «Медузы» Антон Долин прощается с «Елками» и вспоминает, чем серия легкомысленных и похожих один на другой фильмов стала для российского зрителя за последние девять лет.

«Елки Последние». Услышав эти слова, одни (в том числе создатели серии фильмов) вздохнут с горечью, другие (снова не исключая авторов) — с облегчением. Съемки беспроигрышного продюсерского проекта Тимура Бекмамбетова — скромнобюджетного новогоднего альманаха, сделанного толпой режиссеров с кучей легкомысленных звезд, — стартовали аж в 2009 году. Финальная, восьмая по счету, полнометражная картина выходит в канун 2019-го. Целая декада. Дальше только телевизор, для большого кино эквивалентный жизни после смерти.

Сейчас почти невозможно восстановить в памяти впечатления, которые вызвал просмотр первых «Елок». Они казались катастрофой. Апофеозом «доброго кино», фальшивого и еще более аляповатого, чем «Ирония судьбы. Продолжение» того же Бекмамбетова с тем же Хабенским, который стал бессменным закадровым голосом «Елок». Еще и с идеологической прошивкой: в идиллическом бесконфликтном мире новогодней России, где не водилось злых людей (только несчастные, которых щедро одаривали счастьем), отцом всех сирот вдруг оказывался президент. Тогда еще Дмитрий Медведев. 

Нельзя сказать, что «Елки» с тех пор заметно эволюционировали или трансформировались. Серии не были идентичными — одни совсем аляповатые и сиропные, другие (в частности, курируемые талантливым и добросовестным Жорой Крыжовниковым «Елки новые») относительно складные и забавные. Принципиально же не менялось ничего. Да и зачем? Рецепт работал, как швейцарские часы. На короткой шуточно-праздничной дистанции режиссеры неподдельного таланта органично соседствовали с тривиальными ремесленниками, и каждому отводилось не так много времени и ответственности, чтобы всерьез переживать за результат. Мало связанные друг с другом новеллы скрепляли ласковый баритон Хабенского и навязчивая бравурно-лирическая музыка, которой фильмы были заправлены так же щедро, как новогодний оливье — майонезом.

Были сюжетные линии вполне удачные, хоть в отдельные картины разворачивай. Были антрепризные и пустячные — например, сквозной сюжет друзей-соперников Бори и Жени (Ивана Урганта и Сергея Светлакова). Встречались и выдающиеся актеры (в последней серии — колоссальный Юрий Кузнецов), и эстрадные исполнители — например, ставшая своеобразным символом франшизы Вера Брежнева.

Народ смотрел. Ему все нравилось. Вполне понятно, почему: «Елки» воскрешали дух типовых «Голубых огоньков», которыми заполняется телеэфир 31 декабря каждого года, но при этом были чуть изобретательнее и богаче....

27  декабря в  прокат выходит фильм «Елки Последние»  — восьмая и  заключительная часть новогодней франшизы продюсера Тимура Бекмамбетова. Картина по  традиции состоит из  нескольких новелл, сюжеты которых переплетаются к  финалу, в  ней снова снимаются Иван Ургант, Сергей Светлаков и  Вера Брежнева, а  действие ее  опять разворачивается в  прекрасной вымышленной России без серьезных проблем и  плохих людей. Кинокритик «Медузы» Антон Долин прощается с  «Елками» и  вспоминает, чем серия легкомысленных и  похожих один на  другой фильмов стала для российского зрителя за  последние девять лет.

«Елки Последние». Услышав эти слова, одни (в  том числе создатели серии фильмов) вздохнут с  горечью, другие (снова не  исключая авторов)  — с  облегчением. Съемки беспроигрышного продюсерского проекта Тимура Бекмамбетова  — скромнобюджетного новогоднего альманаха, сделанного толпой режиссеров с  кучей легкомысленных звезд,  — стартовали аж  в  2009 году. Финальная, восьмая по  счету, полнометражная картина выходит в  канун 2019-го. Целая декада. Дальше только телевизор, для большого кино эквивалентный жизни после смерти.

Сейчас почти невозможно восстановить в  памяти впечатления, которые вызвал просмотр первых «Елок». Они казались катастрофой. Апофеозом «доброго кино», фальшивого и  еще более аляповатого, чем «Ирония судьбы. Продолжение» того  же Бекмамбетова с  тем  же Хабенским, который стал бессменным закадровым голосом «Елок». Еще и  с  идеологической прошивкой: в  идиллическом бесконфликтном мире новогодней России, где не  водилось злых людей (только несчастные, которых щедро одаривали счастьем), отцом всех сирот вдруг оказывался президент. Тогда еще Дмитрий Медведев. 

Нельзя сказать, что «Елки» с  тех пор заметно эволюционировали или трансформировались. Серии не  были идентичными  — одни совсем аляповатые и  сиропные, другие (в  частности, курируемые талантливым и  добросовестным Жорой Крыжовниковым «Елки новые») относительно складные и  забавные. Принципиально  же не  менялось ничего. Да  и  зачем? Рецепт работал, как швейцарские часы. На  короткой шуточно-праздничной дистанции режиссеры неподдельного таланта органично соседствовали с  тривиальными  ремесленниками, и  каждому отводилось не  так много времени и  ответственности, чтобы всерьез переживать за  результат. Мало связанные друг с  другом новеллы скрепляли ласковый баритон Хабенского и  навязчивая бравурно-лирическая музыка, которой фильмы были заправлены так  же щедро, как новогодний оливье  — майонезом.

Были сюжетные линии вполне удачные, хоть в  отдельные картины разворачивай. Были антрепризные и  пустячные  — например, сквозной сюжет друзей-соперников Бори и  Жени (Ивана Урганта и  Сергея Светлакова). Встречались и  выдающиеся актеры (в  последней серии  — колоссальный Юрий Кузнецов), и  эстрадные исполнители  — например, ставшая своеобразным символом франшизы Вера Брежнева.

Народ смотрел. Ему все нравилось. Вполне понятно, почему: «Елки» воскрешали дух типовых «Голубых огоньков», которыми заполняется телеэфир 31  декабря каждого года, но  при этом были чуть изобретательнее и  богаче. Наверняка многим была по  душе невзыскательность этого утешительного зрелища, его ритуальная нацеленность на  серию неизбежных хэппи-эндов у  елки под бой часов.

Бекмамбетов гениально монетизировал главную и  чуть  ли не  единственную российскую «скрепу»  — Новый  год. Праздник, которому в  большинстве западных стран не  придают особого значения (вместо него празднуют Рождество), у  нас стал важнейшим. Он  парадоксально объединил в  себе надежду на  перемены с  церемониалом ежегодного возвращения: оливье и  мандарины, елка и  подарки, шампанское и  телевизор, «Ирония судьбы» и  Киркоров с  Басковым, не  меняющийся гимн и  не  меняющийся президент. Всегда новый, всегда одинаковый. Прямо как «Елки».

Они не  менялись. Менялась реальность. Оттого последняя серия может даже показаться трогательной. Уютный мирок многонациональной страны-семьи  — утопия, в  которую хотелось  бы верить. В  начале закадровый Хабенский замечает, что в  канун Нового года «нужна вера»  — но  вместо золотых куполов нам показывают Веру Брежневу, и  мы  смеемся с  облегчением. В  конце именно она, почти не  изменившаяся за  10 лет, поздравляет всех с  наступившим Новым годом. Это тоже утешает. Хорошо хотя  бы на  полтора часа оказаться в  выдуманной России, где нет войны и  санкций, пенсионной реформы и  яростной пропаганды, ненависти и  нищеты. А  вместо всех политиков и  начальников  — популярная певица.

На  московской премьере «Елок последних» весь кинотеатр «Октябрь» был заставлен живыми благоухающими деревьями; запах праздника, лучше не  придумать. Конечно, франшиза «Елки» больше похожа на  пластиково-металлические конструкции, которыми вместо настоящих деревьев украшают площади по  всей России в  декабре. Но, как ни  крути, эти конструкции все-таки лучше, чем военная символика или памятники Сталину, что вырастают по  всей стране круглый  год. К  тому  же после праздников их  все равно разберут. 

  meduza.io  
 
По теме
Подозреваемый в организации подпольного казино обжаловал свой арест Адвокат омича, которого обвиняют в незаконной организации азартных игр, попросил отменить решение суда и не заключать подозреваемого под стражу.
Авария произошла на 565-м километре трассы Тюмень-Омск Сергей КАЛУГИН Фото: Михаил ФРОЛОВ СУ СК России по Омской области просят очевидцев страшной аварии на «трассе смерти» предоставить записи с видеорегистраторов.
Песня жить и дружить помогает... - Газета Ваша звезда Наталья Чердынцева, жительница села Юрьевка, не мыслит себя без песни и творчества Культура – понятие широкое и всеобъемлющее, она связывает национальности и традиции, людей разных поколений и вероисповеданий.
Газета Ваша звезда