Омичам показали «Далекую страну»

Фото: s.om1.ru
Фото: Владимир Щелкунов Om1.ru побывал на премьере спектакля.

Дождь и бесконечная темнота. Вода словно затапливает сцену. А раскаты грома и вспышки молний ненадолго разрывают её черноту.На этом фоне происходит действие одной из самых сложных пьес Фридриха Шницлера. Главные герое — он и она — Фридрих Гофрайтер, фабрикант (Александр Гончарук) и Гения, его жена (Марина Бабошина).

Марина Бабошина, актриса:

— Моя героиня живет с мужем, который давно и упорно ей изменяет и вообще довольно странно с ней обращается. Но при этом Гения продолжает с ним жить и сохраняет ему верность. Но в конце концов и это табу перед ней отступает. Первое, что мне сказал Георгий Зурабович, когда мы стали работать над спектаклем: «Это не «лилия».То есть не героиня в прямом понимании, не несчастная оскорбленная женщина. Мы искали обратную сторону, возможно, ей нравится такое положение, в чем-то она находит утешение.Что же это? Любовь? Просто брак, который супруги пытаются сохранить несмотря ни на что? Или очень странное и болезненное чувство? Когда во имя любимого женщина готова на все — на боль и на измену.

Такая же любовь, доведенная до крайней точки - главный лейтмотив фильма «Рассекая волны» (Ларс фон Триеер). В нем главная героиня подвергает себя унизительным ситуациям, потому что видит, что благодаря этому у её парализованного мужа наблюдаются признаки выздоровления.

Есть такой же мотив и в другой пьесе Шницлера — «Новелла о снах», по мотивам которой Стэнли Кубрика снял знаменитый фильм «С широко закрытыми глазами» (Том Круз и Николь Кидман — в главных ролях). Но что именно толкает на измены героев «Далекой страны», из текста так и остается до конца не ясно. Все точки тут не расставлены. И толковать мотивы их поступков режиссер мог по-своему. Кажется, что ГеорийЦхирава увидел в тексте какие-то похожие нотки. В самой первой сцене спектакля главный герой буквально душит и топит свою жену, хотя в пьесе этого нет.

Диалогов здесь очень много. Собственно, пьеса состоит только из них.Это и плюс — нет риска уйти от высокого искусства в сторону пошлости, и минус — это очень сложно, как для чтения, так и для постановки. Зрителю сложно разобраться в тонкостях сюжета и отношениях героев с труднопроизносимыми для русского человека именами.

Помочь в этом должна сценография. И она, на наш взгляд, очень удачна: на сцене появляется и теннисный корт, и настоящие горы. Отдельной строки заслуживает работа режиссера, видеосценографа Аси Мухиной. Во время спектакля параллельно, и в то же время составляя одно целое с ним, идет очень хороший и качественный фильм.

И все же невероятно сложный текст и небольшое количество сценического времени приводит к тому, что некоторое сцены, как кажется со стороны, не проживаются, а быстро проговариваются героями.
Сложны и герои. Они сами не могут разобраться в себе. Влюбляется ли Гения в молодого человека по имени Отто, или просто пытается манипулировать своим мужем? Нет ответа. И Марине Бабошиной, действительно, удается передать целую гамму чувств.

А вот Фридрих Гофрайтер в исполнении Александра Гончарука получился чем-то похож на официанта Диму из «Утиной Охоты» — холодный, расчетливый циник, с хорошим чувством юмора, у которого не дрожит рука. Он, не задумываясь, убивает молодого любовника своей жены, мимоходом увлекает и также быстро бросает молодую девушку Эрну.

Такой ли Фридрих Гофрайтер у Шницлера? Нам показалось, что образ этот глубже и сложнее, ведь как минимум к нему испытывают сильные чувства сразу три героини этого произведения. А одного юмора здесь недостаточно. Впрочем, чувства — материя тонкая и очень индивидуальная. И критике не подлежит.
А вот образ Эрны — молодой девушки, которая с детства безнадежно влюблена во Фридриха, нам показался спорным. Да, она увлекается теннисом и ходит в горы, но ведь речь идет о первом настоящем чувстве. Так может ли молодая девушка при каждом удобном и неудобном случае набрасываться на своего избранника, сдирая с него одежду? Думается, это слишком даже для бурного XXI века. Но это вопрос исключительно к режиссеру. Мария Токарева (Эрна) свою роль исполнила прекрасно.

В спектакле очень много удачных актерских находок. Подкупают своей искренностью Владислав Пузырников (Наттер, банкир), Иван Курамов (доктор Франц Мауэр, врач). Покоряет волшебным тембром голоса Сергей Оленберг (доктор фон Айгнер)и Ирина Герасимова (госпожа Вааль), неземной красотой — Екатерина Потапова (Адель) и, конечно же все, кто занят в этом спектакле — мастерством. За ними наблюдать ничуть не менее интересно, чем за главным героем.

Спорный момент — финал: дуэль, смерть, бесконечное одиночество, темнота вокруг. И тут, в конце драмы XIX века появляется ребёнок на гироскутере. Как-то автоматически начинаешь искать подтекст и тысячу литературных смыслов, кто это — гость из будущего, лишний, ненужный родителям ребенок из фильма Звягинцева «Нелюбовь», параллельные миры? Но мальчик такой милый и искренний, что сразу хочется улыбнуться.

Впрочем, может быть это и хорошо для такого драматического произведения. Помните, «все самые большие глупости в мире делаются с серьезным лицом». Впрочем, это уже другое литературное произведение.
А несомненный плюс — музыка в спектакле — ШаронКовакс .

Дарья Федосеева

Все фото Андрей Кудрявцев и Владимир Щелкунов
 
По теме
 
Автор Светлана Васильева Фото Евгений Кармаев В Омской филармонии со 2 по 16 декабря проходит фестиваль «Белая симфония».
12.12.2018 Омская правда
Автор Светлана Федорова В академическом театре драмы состоялся вечер, посвященный 100-летию легендарного директора Мигдата Ханжарова.
05.12.2018 Омская правда
Автор Виолетта Гордиенко Фото Евгений Кармаев В этом году премии губернатора детям-инвалидам «Мир открытых возможностей» удостоены шесть юных жителей региона.
05.12.2018 Омская правда
Автор Евгений Орлов Фото Евгений Кармаев На стадионе ОмГАУ прошла 71-я лыжная эстафета на призы нашей газеты.
12.12.2018 Омская правда
За смену в полицию поступило 913 сообщений о преступлениях и происшествиях; по результатам проведенных проверок возбуждено 34 уголовных дела, большая часть из которых раскрыто по горячим следам.
16.12.2018 УМВД Омской области