Нина Усатова: «Я отдалила себя от кино»

Популярная актриса театра и кино о великих коллегах, собственном упорстве и чувстве ответственности.

Народная артистка России Нина Усатова недавно побывала в Омске. В антрепризном спектакле «Любовь – не картошка…» она сыграла одну из главных ролей. Наш корреспондент побеседовал с актрисой.

Должен быть отбор

– Нина Николаевна, почти тридцать лет вы служите в одном из самых знаменитых театров России – Большом драматическом театре имени Георгия Товстоногова в Санкт-Петербурге. Вам довелось быть знакомой с этим гениальным режиссером?

– Я пришла в БДТ в 1989 году, когда Георгия Александровича уже не стало. Пришла по приглашению Кирилла Юрьевича Лаврова в спектакль «Женитьба Бальзаминова» по Александру Островскому. Те спектакли, которые поставил Георгий Товстоногов, еще долгое время шли в театре. Они уходили только вместе с уходом актеров. По другой причине их не снимали. Я не была занята в тех постановках, но специально приходила вечерами, чтобы понаблюдать за игрой наших артистов. Стоя на втором ярусе или в кулисах, видела игру Владислава Стржельчика, Николая Трофимова, Кирилла Лаврова, Всеволода Кузнецова, Валентины Ковель. Это был музей великих актеров. Та плеяда товстоноговских артистов до сих пор держит планку на высоком уровне. Олег Басилашвили, Алиса Фрейндлих, Геннадий Богачев, Светлана Крючкова – это те товстоноговские артисты, с которых нужно брать пример по отношению к своей роли. Как работают актеры той эпохи, так нынче уже мало кто работает. Это  традиционно русская школа переживания, когда и пауза имеет место быть, и дыхание зала чувствуется. Смотрю на Олега Валерьяновича Басилашвили и думаю: господи, ведь молодые бегут мимо, не понимая, что рядом великий артист, к которому я сама хочу прикоснуться. Сколько бы раз не шел по телевидению фильм «Осенний марафон» или спектакль «Дядюшкин сон», всегда буду сидеть и смотреть, даже в три часа ночи.

– Олег Валерьянович до сих пор много играет в театре?

– У них с Алисой Бруновной Фрейндлих большая занятость. Вместе они играют в спектаклях «Квартет», «Дядюшкин сон», «Лето одного года». На спектакль «Алиса», который поставил наш новый худрук Андрей Могучий, вообще попасть невозможно. Спектакль играется на малой сцене, в здании на Каменном острове. Этот императорский театр еще при жизни отстоял Кирилл Юрьевич Лавров. Сказочное деревянное здание рядом с Юсуповским дворцом. Я дважды смотрела «Алису». В первом отделении зрители кричат от восторга, а весь второй акт плачут. Вот как артисты делают это?! И вот для чего мы приходим в театр.

– По-вашему, театр помогает жить?

– Театр многому учит. Он воспитывает, и не только молодые поколения. Я сама сижу в зрительном зале и всегда чему-нибудь учусь.

– Получается, что вы – приверженец классического театра?

– Я говорю с горечью о том, что многое утрачено, но приветствую и современное. Только не надо заигрываться, не надо в великое прошлое впускать современный язык, сленговые обороты. Не люблю этого. Должен быть отбор. Нельзя все то, что есть в жизни, тащить на сцену. Люди приходят в театр для встречи с прекрасным, с тем, что потом будет долго вспоминаться. Почему они должны видеть на сцене рваные джинсики или наготу? К счастью, нельзя всю классику перевернуть на современный лад. Перечитайте Гоголя, Сухово-Кобылина, Островского – все звучит современно, на века.

Любовь и боль неотделимы

– Вы родились на Алтае, часто навещаете этот край и даже награждены орденом «За заслуги перед Алтайским краем».

– На свою родину всегда еду с большой радостью, принимаю участие в Шукшинских чтениях. Им недавно исполнилось 40 лет. На родину Василия Макаровича Шукшина, в село Сростки, приезжают артисты, писатели, простые люди. Все они – почитатели его таланта. Я понимаю, что Шукшин великий писатель, который знал, о чем пишет, и писал с любовью и болью одновременно. Ведь любовь и боль неотделимы. То, что он создал, понятно всем и жить будет долго. Как и Владимир Высоцкий в нашей жизни. Я счастлива, что была его современником. Еще когда училась в Щукинском училище, ночами стояла в очередях, чтобы попасть в театр на Таганке, – так хотелось посмотреть спектакли с его участием.

– Нынешние молодые актеры сильно отличаются от молодежи вашего поколения?

– Сейчас в БДТ вместе с молодыми я играю спектакль по новелле Маркеса «Эрендира». Все ребята талантливые, владеют музыкальными инструментами, хорошо поют, двигаются. Я восхищаюсь ими! Но хотелось бы увидеть их не в таком массовом спектакле, где они показывают все, чему обучены, а, например, в «Короле Лире». А для этого надо, чтобы их заметили, чтобы вырастили. В свое время вместе с Георгием Александровичем Товстоноговым работала педагог Роза Абрамовна Сирота. Так Иннокентий Смоктуновский, служа уже во МХАТе, ездил к ней в Ленинград разбирать роли. Вот это и есть великие люди театра. Так нужно растить актера.

Сама себе режиссер

– В Петербурге вы работали с хорошо известным в Омске режиссером Геннадием Тростянецким, возглавлявшим в 80-е годы наш академический театр драмы.

– С Геннадием Рафаиловичем я работала в трех спектаклях – в двух антрепризах и в спектакле «Блажь!» в БДТ. Вот он – настоящий ученик Товстоногова. Я люблю работать с режиссерами, которые легки на выдумку. Мне нравятся роли, где можно фантазировать, петь, плясать, плакать, смеяться. С Тростянецким все это возможно. Знаю, что в Омске начинал как режиссер теперь уже настоятель Воскресенского собора в Санкт-Петербурге архимандрит Исидор. После Щукинского училища он окончил Духовную семинарию. Два созыва руководил Русской Духовной миссией в Иерусалиме. Я вижу, как батюшке помогла актерская школа. Так вот отец Исидор работал у Геннадия Тростянецкого в Омске, его имя в миру Игорь Минаев. Может, кто-то из омичей его помнит.

– Нина Николаевна, вы пять раз поступали на актерское отделение театрального училища. В итоге поступили на режиссерское. Не у каждого хватит терпения и воли так упорно идти к своей цели.

– Это была сильная мечта. Она бежала впереди меня. Хорошо помню, как в детстве, в своей деревушке Малиновое озеро, посмотрела фильмы с Нонной Мордюковой, Алексеем Баталовым, Николаем Рыбниковым, Аллой Ларионовой... В этих фильмах была душа. Тогда вот и решила, что стану актрисой. Приехала из Кургана, где мы уже жили, в Москву. Работала на суконной фабрике в Калужской области, жила в общежитии и все время готовилась к экзаменам. Стеснительная очень была, деревенская, а замахнулась на Щукинское училище, куда принимали только красавиц… Но я всегда знала, что поступлю. Господь мне в этом помог. Хорошо, что поступила на режиссуру. Помню, как после спектакля «Музыка в саду» в театральном училище ко мне подошел наш педагог и сказал: «Нина, ты – театр сама в себе». Про режиссуру знаю много, даже могу подсказать режиссеру. Я и сама себе режиссер.

– Этот год объявлен Годом российского кино. У вас, наверное, отбоя нет от предложений?

– Я отдалила себя от кино. Не поступает интересных предложений, а хочется сыграть что-то настоящее, не пустяк. Поэтому лучше поезжу по весям со спектаклями. Чтобы не ушла зрительская любовь, надо все время быть в форме, все время работать. Тогда будет оправдана эта любовь. Я должна быть ответственна перед зрителями.

– По всему видно, что к ант­репризе вы относитесь очень серьезно.

– Приезжая с антрепризой в театры, всегда проверяю все, вплоть до света, чтобы ничего зрителю не мешало. Порядок должен быть на сцене и за кулисами, чтобы там не находились люди, не имеющие отношения к спектаклю.

– Вас, наверное, на улицах узнают?

– Узнают. Ведь рядом со мной ходят мои героини – чьи-то мамы, бабушки. Говорят теплые слова. Это приятно слышать.


ДОСЬЕ "ОП":

Нина Николаевна Усатова, актриса театра и кино. Народная артистка РФ (1994). Родилась  1 октября в Алтайском крае. Окончила режиссерский факультет Театрального училища имени Б. В. Щукина (1979). Работала в драматическом театре города Котлас Архангельской области, в Ленинградском молодежном театре (с 1980). Актриса Большого драматического театра имени  Г. А.Товстоногова (с 1989). Снялась в более 80 фильмах, среди которых «Холодное лето 53-го», «Анекдоты», «Мусульманин», «Окно в Париж», «Кадриль», «Next», «Гибель империи», «Поп», «Легенда № 17», «Станица» и многие другие. Лауреат премии «Ника» (1995, 1999), «Золотой орел» (2009, 2013), фестиваля «Кинотавр» (1995). Награждена медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени, орденом «За заслуги перед Алтайским краем».

Нина Николаевна Усатова, актриса театра и кино. Народная артистка РФ (1994). Родилась 1 октября в Алтайском крае. Окончила режиссерский факультет Театрального училища имени Б. В. Щукина (1979). Работала в драматическом театре города Котлас Архангельской области, в Ленинградском молодежном театре (с 1980). Актриса Большого драматического театра имени Г. А.Товстоногова (с 1989).

Снялась в более 80 фильмах, среди которых «Холодное лето 53-го», «Анекдоты», «Мусульманин», «Окно в Париж», «Кадриль», «Next», «Гибель империи», «Поп», «Легенда № 17»,«Станица» и многие другие. 

Лауреат премии «Ника» (1995, 1999), «Золотой орел» (2009, 2013), фестиваля «Кинотавр» (1995). Награждена медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени, орденом «За заслуги перед Алтайским краем».

Автор Маргарита Зиангирова

Ещё новости о событии:

Автор Маргарита Зиангирова Популярная актриса театра и кино о великих коллегах, собственном упорстве и чувстве ответственности.
22:52 15.03.2016 Омская правда - Омск
Нина Усатова: «Я отдалила  себя от кино» - ИА Омскрегион
Популярная актриса театра и кино о великих коллегах, собственном упорстве и чувстве ответственности.
21:48 15.03.2016 ИА Омскрегион - Омск
 
По теме
Уважаемые друзья!  Закончила работу выставка   обучающихся Тарской ДШИ. Часть работ можно будет увидеть на выставке в Культурном Центре им.
Куда сходить в Омске 29, 30 и 31 марта - Пульс Live Куда сходить в Омске 29, 30 и 31 марта  Пятница - день недели, которого ждут буквально все, от воспитанников детского сада до топ-менеджера крупной корпорации.
Пульс Live
Награда волонтёру - Газета Омский пригород Активист волонтёрского сообщества «Помощь солдатам» был награждён медалью.
Газета Омский пригород