100 лет назад родился Александр Галич

altText
Фото: www.omsktime.ru

Галич оказался первым. И пусть он не пел, а, скорее, говорил под музыку, - тексты его песен были прекрасны. Пусть он не был виртуозным гитаристом, но все же авторская песня началась с него. Потом были Высоцкий, Окуджава, Визбор и многое множество продолжателей и подражателей, фестивали и телепередачи - авторская песня стала обыденным явлением, а имя и творчество Галича попали под запрет вплоть до горбачевской перестройки.

Александр Галич прожил две жизни - и те, кто знал его в первый период, не понимали, как этот человек стал диссидентом.

Позже Галич говорил, что он вел жизнь "благополучного советского холуя". По свидетельствам тех, кто знал Галича в начале шестидесятых, редакторов, работавших с его текстами на радио, он был образцом успешного советского литератора, благополучнейшим, довольным собой и жизнью драматургом и сценаристом. Возможно, это надломилось в 1958-м, когда цензура завернула его пьесу "Матросская тишина", которой должен был открыться "Современник". Через много лет после смерти Галича "Матросскую тишину" поставил Олег Табаков. Это произошло в 1988 году, когда советская власть уже прилично одряхлела. Но при жизни Галича она была крепка, и поединок, в который он с ней вступил, выглядел заведомо неравным. Солженицын упрекал его в том, что он так толком и не покаялся за свое прошлое, но самоубийственная острота его песен могла быть своего рода добровольной платой за прежний конформизм и благополучие.

Галич печатался в антисоветском издательстве "Посев", был членом-корреспондентом Комитета прав человека в СССР, в эмиграции работал на радио "Свобода", вступил в НТС. Это стало завершением долгого пути, в начале которого он, скорее всего, не представлял, чем тот завершится.

Первые песни Галича не были оппозиционными, в них его расхождения с советской властью казались чисто эстетическими. Дальше произошло то, что порой случается с настоящими художниками. Он, по словам Юлия Кима, шел до конца, называя вещи их советскими именами там, где Высоцкий обходился метафорой, - веревочкой, которая, как ей ни виться, все равно совьется в петлю и плеть. То, что он делал, меняло его человечески, он не жалел себя. Когда Галича вытолкнули из СССР, он, некогда советский богач, получавший огромные деньги от процентных отчислений за постановки пьес, был исключен из Союза писателей, Союза кинематографистов и Литфонда, его произведения запрещены. Он жил на нищенскую пенсию по инвалидности, которую ему назначили после третьего инфаркта.

Впереди была не слишком успешная жизнь в эмиграции, нелепая смерть в результате несчастного случая - до эмиграции, в СССР, песни Галича были подобием тока высокого напряжения, а в эмиграции его убило током.

Прямая речь

Олег Митяев, бард, народный артист РФ, автор песни "Абакан. Посвящается Галичу":

- Александр Аркадьевич Галич замечательный русский поэт. Он прекрасно владел словом, ему было присуще громадное мужество. А еще он был образцом интеллигентного человека. Настоящий интеллигент не может кривить душой, и Галич говорил то, что думал.

Он классик авторской песни, его стихи будут современны всегда. Но для сегодняшнего времени Галич не слишком свой: мы перестали воспитывать, а только развлекаем.

Кстати

На фото 1974 года Александр Галич запечатлен вместе со своими...

Галич оказался первым. И пусть он не пел, а, скорее, говорил под музыку, - тексты его песен были прекрасны. Пусть он не был виртуозным гитаристом, но все же авторская песня началась с него. Потом были Высоцкий, Окуджава, Визбор и многое множество продолжателей и подражателей, фестивали и телепередачи - авторская песня стала обыденным явлением, а имя и творчество Галича попали под запрет вплоть до горбачевской перестройки.

Александр Галич прожил две жизни - и те, кто знал его в первый период, не понимали, как этот человек стал диссидентом.

Позже Галич говорил, что он вел жизнь "благополучного советского холуя". По свидетельствам тех, кто знал Галича в начале шестидесятых, редакторов, работавших с его текстами на радио, он был образцом успешного советского литератора, благополучнейшим, довольным собой и жизнью драматургом и сценаристом. Возможно, это надломилось в 1958-м, когда цензура завернула его пьесу "Матросская тишина", которой должен был открыться "Современник". Через много лет после смерти Галича "Матросскую тишину" поставил Олег Табаков. Это произошло в 1988 году, когда советская власть уже прилично одряхлела. Но при жизни Галича она была крепка, и поединок, в который он с ней вступил, выглядел заведомо неравным. Солженицын упрекал его в том, что он так толком и не покаялся за свое прошлое, но самоубийственная острота его песен могла быть своего рода добровольной платой за прежний конформизм и благополучие.

Галич печатался в антисоветском издательстве "Посев", был членом-корреспондентом Комитета прав человека в СССР, в эмиграции работал на радио "Свобода", вступил в НТС. Это стало завершением долгого пути, в начале которого он, скорее всего, не представлял, чем тот завершится.

Первые песни Галича не были оппозиционными, в них его расхождения с советской властью казались чисто эстетическими. Дальше произошло то, что порой случается с настоящими художниками. Он, по словам Юлия Кима, шел до конца, называя вещи их советскими именами там, где Высоцкий обходился метафорой, - веревочкой, которая, как ей ни виться, все равно совьется в петлю и плеть. То, что он делал, меняло его человечески, он не жалел себя. Когда Галича вытолкнули из СССР, он, некогда советский богач, получавший огромные деньги от процентных отчислений за постановки пьес, был исключен из Союза писателей, Союза кинематографистов и Литфонда, его произведения запрещены. Он жил на нищенскую пенсию по инвалидности, которую ему назначили после третьего инфаркта.

Впереди была не слишком успешная жизнь в эмиграции, нелепая смерть в результате несчастного случая - до эмиграции, в СССР, песни Галича были подобием тока высокого напряжения, а в эмиграции его убило током.

Прямая речь

Олег Митяев, бард, народный артист РФ, автор песни "Абакан. Посвящается Галичу":

- Александр Аркадьевич Галич замечательный русский поэт. Он прекрасно владел словом, ему было присуще громадное мужество. А еще он был образцом интеллигентного человека. Настоящий интеллигент не может кривить душой, и Галич говорил то, что думал.

Он классик авторской песни, его стихи будут современны всегда. Но для сегодняшнего времени Галич не слишком свой: мы перестали воспитывать, а только развлекаем.

Кстати

На фото 1974 года Александр Галич запечатлен вместе со своими друзьями, выдающимися представителями русской культуры в эмиграции. К моменту съемки эмигрантами были только Иосиф Бродский, вот уже два года живший в США, и Галич с Михаилом Барышниковым, покинувшие СССР в том же 74-м. Галина Вишневская и Мстислав Ростропович к тому моменту были еще гражданами СССР. Галич уйдет из жизни через три года, раньше всех героев снимка, Бродский последует за ним через 15 лет, Вишневская и Ростропович - в 2007 и 2012-м. А Михаил Барышников по-прежнему танцует.

Премьера

"Навсегда отстегните ремни" - так называется новый документальный фильм известного режиссера-кинодокументалиста  Елены Якович, который Первый канал покажет к 100-летию Александра Галича прямо в день его рождения - 19 октября в 00:25.

Авторы фильма попытались понять, как получилось, что он, признанный и вполне благополучный драматург и киносценарист, бросил вызов властям и выбрал судьбу опального барда, кумира неформальной культуры, прошел свой путь от благополучия к отверженности, к неофициальной славе? Его заставили уехать из СССР и спустя всего три года он трагически погиб в Париже, а песни его все возвращаются и возвращаются к нам. В памяти многих современников Галич запечатлелся диссидентом, борцом с советским режимом, изгоем. Даже на могиле его начертана строчка из заповедей блаженств: "Блаженны изгнанные правды ради". Александра Галича не снимала официальная кинохроника. Редкие любительские кадры с его участием были наперечет. Считалось, что других просто не существует. Но в личных архивах в России и во Франции удалось разыскать совершенно неизвестную хронику - от цветной бытовой шестидесятых до последней видеозаписи его концерта в Авиньоне в 1977 году. А также - единственную пленку его концерта-"квартирника". В фильме представлена вся существующая хроника с участием Галича. Несколько песен впервые звучат в его видео-исполнении. И впервые показаны многие фотографии, документы, дневники, личные вещи. В фильме участвуют: Леонид Зорин, Юлий Ким, Владимир Войнович, Павел Лунгин, Галина Волчек, Алексей Симонов, Вениамин Смехов, Юрий Кублановский, Алла Гербер, Леонид Жуховицкий, Алёна Архангельская (дочь Галича), Александр Мирзоян, Сергей Чесноков (президент Федерации клубов самодеятельной песни Москвы в 1966-1968 гг.), Валерий Менщиков (организатор клуба "Под интегралом" в новосибирском Академгородке в 1968 году), Анатолий Бурштейн (президент клуба "Под интегралом" в новосибирском Академгородке в 1968 году), Юлиан Панич (диктор и режиссёр радио "Свобода" в Мюнхене в 70-е годы), Людмила Панич (режиссёр программ Галича на радио "Свобода" в Мюнхене), Татьяна Максимова, вдова Владимира Максимова (Париж), Виктор Кондырев, пасынок Виктора Некрасова (Париж). Также Первый канал ставит в эфир трансляцию Вечера к 100-летию со дня рождения Александра Галича (20 октября в 23:00). Первый канал представляет музыкальный вечер памяти Александра Галича. На сцену "Градский-холл" поднимутся: Александр Ширвиндт, Александр Градский, Андрей Макаревич, Сергей Шнуров, А.Ф.Скляр, Елена Камбурова, Владимир Качан, Дмитрий Харатьян, Валентина Бирюкова, Ольга Кормухина, Екатерина Гусева, Баста, Александр Маршал, Олег Митяев, "Чайф", Николай Фоменко, Игорь Миркурбанов и другие. К юбилею Александра Галича на канале также будет показан фильм "Верные друзья" режиссера Михаила Калатозова (21 октября в 12.10).  Картина сделана в 1954 году. Алеесандр Галич - один  из авторов сценария.

Смотрите также: На канале "Россия К" к 100-летию Александра Галича  концерт-посвящение "Неоконченная песня" (19 октября, 20:40), в котором участвуют: Сергей Никитин, Юлий Ким, Максим Кривошеев, Леонид Серебренников, Леонид Мозговой, Владимир Бережков, Павел Галич, Сергей Чесноков, Галина Хомчик, Андрей Анпилов, ансамбль "Песни нашего века" и др. Звучат стихи Александра Галича в исполнении артистов московских театров. Ведущий концерта - Юлий Ким. А сразу после - документальный фильм из цикла "Острова" (19 октября, 21:35) рассказывает о Галиче как о поэте, который, потеряв Родину, потерял своих слушателей и не смог жить… В фильме принимают участие дочь Александра Галича - Алёна, сценарист Наталья Рязанцева и историк театра Инна Соловьёва. Прозвучат воспоминания Анатолия Гребнева и Александра Солженицына.   

Прямая речь

Елена Якович, режиссер:

"У Галича есть масса поклонников по всему миру. И они отслеживают всю хронику, которая  обнаружилась с начала девяностых, когда его имя вышло из-под запрета. Она была наперечет, гуляла по Интернету, и все знали каждый кадр… Когда я начала делать фильм о Галиче, то решила собрать в нем всю существующую хронику, но при этом найти что-то еще. Все меня уверяли, что это невозможно. И когда я уже отчаялась, вдруг все двери, в которые я стучала, открылись. Было найдено три состава новой хроники. Цветная бытовая - из архива Никиты Богословского. Он был кинолюбителем, а Галич был его близкий друг. И вот уникальные находки:  Галич и Гайдай, Галич с женой Ангелиной,  Галич и Любимов, почти трехминутный цветной фильм о Галиче шестидесятых годов - того времени, когда они все были молоды и счастливы. Потом нашлись во Франции исходники его последнего концерта в Авиньоне, и встреча левых интеллигентов с русскими диссидентами в театре "Рекамье" - это все последний год его жизни, 1977-й. И как венец всего ко мне уже совершенно неожиданно поступила восьмимиллиметровка - куски "квартирника" Галича, где его, в частности, слушает Юрий Домбровский. В итоге в фильме - много неизвестного ранее. Например, дневник, где Галич писал "Кадиш", и последняя его фотография в СССР, сделанная КГБ в аэропорту, перед отлетом в эмиграцию. Все остальное - увидите сами". 

  rg.ru  
 
По теме
  За многолетний добросовестный труд, достижение высоких показателей и профессиональное мастерство почетными грамотами отмечены специалисты и работники детской школы искусств, музея, клубной, библиотечной системы.
Песня жить и дружить помогает... - Газета Ваша звезда Наталья Чердынцева, жительница села Юрьевка, не мыслит себя без песни и творчества Культура – понятие широкое и всеобъемлющее, она связывает национальности и традиции, людей разных поколений и вероисповеданий.
Газета Ваша звезда