Мёртвый сезон

 

В девяносто втором появился в «Вечёрке» мой материал «Лето. Занавес опустился…», где я сетовал на то, что вот уже август наступил, а ни один театральный коллектив в Омск так и не заглянул. Вслед за чем примерял печальное отсутствие гостей к сценическому оживлению семидесятых-восьмидесятых годов, обязательной составляющей которого являлись гастроли.

 

Они бывали и раньше, но не так часто, не в таком масштабе. Усугублялось положение из-за сноса находившегося в городском саду, неподалеку от нынешнего ТЮЗа, большого, на тысячу с лишним зрителей, летнего театра. Узнав об этом, один из мхатовских администраторов в сердцах воскликнул: «Что же вы натворили! К вам же теперь никто не поедет…» С «никто» погорячился, конечно, но ни МХАТ, ни Большой и Малый театры в Омске действительно не объявились.

Зато других сколько угодно! Таганка, театры Сергея Образцова, на Малой Бронной, имени Вахтангова, Моссовета, Ленинского комсомола, Маяковского, Гоголя; из Ленинграда – имени Ленсовета с Алисой Фрейндлих и товстоноговский БДТ. А еще – украинская, казахская, татарская, немецкая труппы, русские театры Алма-Аты, Ташкента, Риги, Минска, Вильнюса. Некоторые приезжали не раз. К щедрому гастрольному пиршеству необходимо добавить коллективы областных центров – редкий сезон обходился без них.

Выступали обычно месяц. Стало чуть ли не нормой – три-четыре театра каждое лето. Потом и этого показалось мало: гастроли в весну начали заглядывать, в осень. Как-то насчитал за год десяток театров. Их спектакли омское телевидение затем показывало зимой, еще дольше продлевая гастрольный сезон. Омские театры тоже колесили по всей стране.

Стоит ли объяснять, что это значило для сибирского города… Он приблизился к столицам, приблизился к большому искусству. И как результат: именно на то время пришелся расцвет омского театра, прежде всего драматического. На его сцене тогда играли Алексей Теплов, Ножери Чонишвили, Александр Щеголев, Елена Псарева, Борис Каширин. С омской сцены тех же семидесятых-восьмидесятых поднялись на российский экран Владислав Дворжецкий, Любовь Полищук, Юрий Кузнецов, Вадим Лобанов, Николай Чиндяйкин. Позднее к ним присоединился Юрий Ицков.

Отдельный абзац – театральным критикам, наперегонки писавшим о спектаклях гостей. Иной сопровождало сразу две-три рецензии – столько, сколько в Омске газет. Интерес к театру был огромный. На пике подъема родилось уникальное периодическое издание – шестнадцатистраничный «Омск театральный». Его тираж к концу восьмидесятых поднялся до двадцати пяти тысяч экземпляров. Упомяну также обсуждения спектаклей с именитыми артистами и режиссерами. Своего рода факультет театроведения, курс которого прошли многие омичи.

Куда что делось?.. Двадцать лет город живет без летнего сезона. Без театрального телевидения, без театральной газеты, без рецензий. Да, антрепризы изредка наведываются, но разве сравнишь их с полноформатными гастролями?.. Бледная тень. Фестивали же, при всей своей в создавшихся условиях необходимости, лишний раз напоминают, как много мы потеряли. Забыто даже словосочетание: «гастрольная афиша».

Всякая палка о двух концах: зато сейчас нет свирепствовавшей в театре особенно рьяно цензуры. Нет регламентировавших всех и всё ежегодных гастрольных совещаний. Они расписывали не только кто, куда и когда поедет, но попутно в который раз усердно фильтровали репертуар и едва ли не «по разнарядке» распределяли по областным городам ведущие театры. Чтобы заполучить их, приходилось пускаться во все тяжкие. Ублажать строптивых театральных начальников… Вспоминать или придумывать юбилеи… За немалые суммы из заводских «соцкультфондов» на корню откупать гастроли… В свою очередь, периферийные театры изредка поощрялись выступлениями в столице. О загранице речь не шла – она удел избранных.

Однако сколько бы ни было пятен на гастрольном солнце, оно все-таки светило, и порою много ярче, чем того хотелось бы идеологическим чиновникам. Помню, какими событиями становились встречи с работавшим в годы войны в Омске Вахтанговским театром… Как Андрей Толубеев, Олег Басилашвили, Евгений Лебедев, завлит Дина Шварц (на снимке 1981 года слева направо) обсуждали с омскими рецензентами постановки БДТ… Как не могли надышаться на потерявшую уже Высоцкого, в дни выступлений в Омске расставшуюся с Любимовым, но все еще непокорную Таганку… А прослышав о намерении рижан без санкции гастрольного совещания показать накануне отъезда вампиловскую «Утиную охоту», бросив все дела, днем бежали в театр…

Вопреки столь радужным воспоминаниям, если положить на одну чашу весов летние гастроли, а на другую – отсутствие запретов, ограничений и прочей партийно-бюрократической чертовщины, я как пишущий человек, не колеблясь, гордо выберу свободное от бесцеремонных указаний творчество.

…Чтобы потом, почесав макушку, поразмыслить над тем, как вместе с грязной водой выплеснули и симпатичное дитя – гастроли. Они так необходимы были зрителям… Так украшали нашу не больно богатую впечатлениями провинциальную жизнь…

Даже пресловутые гастрольные совещания предстанут неожиданно в несколько ином свете. Когда речь идет о перемещении на огромные расстояния сотен театральных коллективов – с декорациями, со вспомогательными службами, – каким образом организовать это многосложное движение, не обговорив на берегу маршруты и сроки поездок? Конечно, хотелось бы обойтись без гипертрофированного администрирования, без издержек, без перехлестов, но, не лукавя, признаемся себе: разве у нас так бывает?.. Категорически противопоказано лишь вмешательство в репертуарную политику, в театральный процесс (если у них, конечно, нет расхождений с законом), а в остальном… Да здравствуют гастрольные совещания! Да вернутся они в XXI век!

Что-то я расшумелся сверх меры… Понятно же: исчезновение гастролей – не чей-то сиюминутный каприз, не халатность, а следствие перехода к «рыночным отношениям». Дорога, гостиница, транспортировка декораций стоят теперь очень дорого, к тому же органы государственной власти от этих расходов в свое время (но не скажешь – своевременно) открестились и не больно торопятся к ним возвращаться. Что в центре, что на местах. Исключения из правила лишь подтверждают существование его.

Где же выход и есть ли он вообще? Двадцать лет назад в качестве одной из мер предлагал обратить внимание на низкую стоимость билетов. В Драме за него платили, как за… шесть коробков спичек. И сейчас омские театры довольствуются скромными расценками, не в пример фестивалю «Академия», поднявшему нынче их потолок до шести тысяч рублей. За эти деньги можно купить билет в Ла Скала. Надо ли добавлять, что при омском уровне заработков и пенсий подобная лихость напрочь перечеркивает провозглашенную Станиславским и Немировичем-Данченко идею общедоступного театра. Даже в десять раз меньшая – на пределе возможностей учителей и врачей, не говоря уже о пенсионерах, студентах, учащихся.

Впрочем, дурные цены не отпугнули зрителей. Все билеты были раскуплены еще до начала фестиваля… с той разве разницей, что перечисленные категории зрителей уступили место иной публике. Вкрапления неисправимых театралов, готовых отказать себе в чем угодно, но не в представлениях издалека, картины не меняют. Омск – большой город, две недели он может выдержать и такое, только как бы этот парадокс не вдохновил организаторов фестивалей на очередные финансовые рекорды… Вместе с тем стало ясно: и десятикратное увеличение стоимости театрального удовольствия не приблизит полнокровных гастролей. А стократное нам не по карману…

В поисках приемлемого решения оглянулся на цирк. Выступают в нем сплошь гастролеры – и ничего, кряхтя и охая, держится. Учитывая свою «бродячую» специфику, еще в советские годы обзавелся собственными гостиницами. Сорок два государственных цирка – и при каждом гостиница. В том числе в Омске. У театров же (кроме нескольких номеров в Драме и «Арлекине») их нет вовсе, однако, сдается со стороны, такого рода подспорье – вопрос решаемый. Была бы «политическая воля», как пошутил знающий толк в гастрольных делах театральный директор. Разумеется, наличие гостиницы не ликвидирует всех сложностей, но от одной наверняка избавит.

С очень кусачей дорогой тоже можно вроде найти общий язык. Снижает же она (по распоряжению сверху, понятно) цены на билеты для дальневосточников, да и сама порой объявляет краткосрочные «акции»… Почему бы ей не поумерить свои аппетиты, когда речь зайдет о театральных маршрутах в Сибирь и на Дальний Восток?.. К слову сказать, в уже помянутом 1992-м, когда были еще свежи в памяти летние театральные сезоны, министерства и ведомства обязали «разработать и представить правительству Российской Федерации предложения, предусматривающие <…> установление льготной оплаты проезда и перевозки багажа <…> и грузов <…> при осуществлении <…> профессиональной деятельности и организации гастролей». Судя по происходившему в последующие годы, «предложения» до сих пор пребывают в «процессе разработки».

Труднее понять, почему не договорились с родной Западно-Сибирской железной дорогой о помощи в проведении обменных гастролей между городами-соседями – Омском, Новосибирском, Томском, Барнаулом. Этим, возможно, и полномочный представитель президента Российской Федерации по Сибирскому федеральному округу озаботился бы…

Вместе с тем очевидно: разрозненные усилия и отдельные прорывы в целом мало что решат. Лишь централизация гастрольного дела с привлечением государством серьезных средств (в том числе частных) может изменить положение. И так же очевидно, что надеяться на какие-либо перемены в ближайшее время – чистейшей воды утопия. Так много накопилось проблем… Даже самые нетерпеливые поборники гастролей (включая автора этих строк) вынуждены будут спасовать перед ними и признать не столько второстепенность своих претензий и пожеланий, сколько полнейшую невозможность заметного сдвига в лучшую сторону при изменившемся отношении к театру и существующему вследствие этого явно недостаточному бюджетному финансированию его. Ждать исчезновения мертвого сезона пока не приходится…

 
По теме
 
%d0%b0%d1%8d%d1%80%d0%be%d0%bf%d0%be%d1%80%d1%82 - Gorod55.Ru В топ-3 официального сайта конкурса «Великие имена России» попали три личности: военачальник Дмитрий Карбышев, набравший большее количество голосов, авиаконструктор Андрей Туполев и актер Михаил Ульянов.
17.11.2018
C 15 по 17 ноября в северной столице проходит VII Санкт-Петербургский международный культурный форум, в котором принимает участие делегация Омской области во главе с министром культуры Юрием Трофимовым.
17.11.2018
 
Бетховен сквозь пространство и время - BiletOmsk.Ru 21 ноября в Концертном зале филармонии Омский академический симфонический оркестр объединит абсолютную классику и ультрасовременность.
16.11.2018
Два века Петербурга в музее им. Врубеля - BiletOmsk.Ru Живопись, графика XVIII–XIX веков из из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга с видами столицы Российской империи Петербурга.
16.11.2018
 
В Госдуме предложили - FlashSiberia источник: FlashSiberia фото: ТАСС Депутат Госдумы Виталий Милонов предложил генеральному директору "Аэрофлот" Виталию Савельеву присвоить одному из самолетов имя музыканта Егора Летова.
17.11.2018 FlashSiberia
Автор Виолетта Гордиенко Фото Евгений Кармаев Актер Лицейского театра Алексей Осипов за несколько лет службы искусству смог завоевать сердца не только взрослых, но и самых маленьких зрителей.
14.11.2018 Омская правда
Как Омичи отметили День народного единства Праздник для всех Театральный сквер возле Концертного зала стал главной площадкой гуляний в День народного единства.
07.11.2018 Омская правда
В Госдуме предложили - FlashSiberia источник: FlashSiberia фото: ТАСС Депутат Госдумы Виталий Милонов предложил генеральному директору "Аэрофлот" Виталию Савельеву присвоить одному из самолетов имя музыканта Егора Летова.
17.11.2018 FlashSiberia
Куда сходить в Омске на Новый год  - Пульс Live В пресс-центре Союза журналистов прошла встреча главного Деда Мороза Омска с представителями СМИ, на которой он рассказал о готовящихся новогодних сюрпризах.
16.11.2018 Пульс Live