Владимир Машков: Мой учитель Олег Табаков достоин того, чтобы о нем написали сотни книг

altText
Фото: www.omsktime.ru

Сам актер в течение многих лет не общается с журналистами. Но он сделал исключение для «Вечерней Москвы», потому что мы сразу сказали: «Интервью будет только об Олеге Павловиче».

- Если о моем Учителе, я согласен… Он заслужил, чтобы о нем написали тоны книг.

Новость о смерти Табакова застала Владимира Машкова на съемочной площадке. Он сразу сорвался с места и помчался в больницу:

- Умер самый дорогой, самый родной для меня человек, - сказал Владимир Машков.

- Владимир Львович, помните ли, когда впервые увидели на экране будущего учителя?

- В фильме «Король-олень», на который меня повела моя мама, когда мне было восемь лет. Это было в летнем, старинном, деревянном кинотеатре Новокузнецка, куда мы ходили три дня подряд смотреть этот фильм. Не могу сказать, что я сошел с ума от этого фильма. Это все моя мама... Она была режиссером кукольного театра, и ее настолько восхитили образы из сказки «Король Олень», что она пересматривала эту картину снова и снова.

Вторая картина, которую я посмотрел с Олегом Табаковым, уже в более сознательном возрасте, - «Гори, гори, моя звезда» Александра Митты. Олег Табаков считал, что это его лучшая роль в кино. Не мне судить. Я люблю все роли Олега Павловича. Некую связь с ним я чувствовал с детства.

Я пытался избежать актерской судьбы, и даже поступил в университет на биолога, но когда все-таки стал студентом театрального вуза, то мечтал учиться только у Табакова. Судьба вела к нему не совсем простой дорогой, но другой мечты, кроме как учиться у Табакова, у меня не было. Да что там говорить - все артисты моего поколения стремились быть его учениками.

- Объясните, пожалуйста, почему вы хотели попасть на актерский курс к Олегу Табакову? Не секрет, что десятилетиями будущие артисты поступают во все мастерские, ко всем педагогам?

- К профессии можно относиться как к профессии, а можно как к призванию. Табаков овладел всеми путями: он был призван, и при этом был высочайшим профессионалом. Тот, кто пытался к нему поступить, должен был знать об этом. Я тоже хотел сочетать профессионализм и божественное предназначение. Я считаю Олега Павловича Леонардо да Винчи актерского театрального искусства. Он – создатель, конструктор, изобретатель, эволюционист.

- Вы говорите очень по-научному, тогда как зрители любят Табакова просто так…

- Олег Павлович любил науку и часто оперировал медицинскими терминами. Он был сыном врачей – хороших врачей. Он читал труды академиков и нам об этом рассказывал. Просвещал. Нетеатральное слово «селекция» было главным на нашем курсе. Олег Павлович выбирал себе учеников методом селекции. Это тяжелейшее решение – отказывать молодым людям в актерском обучении. Вдвойне тяжело, когда учитель говорит студентам, проучившимся у него уже пару лет: «Это не твой путь». Думаю, что Олег Павлович, набирая себе учеников и производя отсев, практически всегда был прав.

- Табаков заставлял вас читать научную и художественную литературу?

- Олег Павлович – один из самых начитанных людей, которых я знаю. Он читал разные книги и нас заставлял читать. Говорил, что мы не сможем стать артистами без знания литературы.

- Все говорят об...

Сам актер в течение многих лет не общается с журналистами. Но он сделал исключение для «Вечерней Москвы», потому что мы сразу сказали: «Интервью будет только об Олеге Павловиче».

- Если о моем Учителе, я согласен… Он заслужил, чтобы о нем написали тоны книг.

Новость о смерти Табакова застала Владимира Машкова на съемочной площадке. Он сразу сорвался с места и помчался в больницу:

- Умер самый дорогой, самый родной для меня человек, - сказал Владимир Машков.

- Владимир Львович, помните ли, когда впервые увидели на экране будущего учителя?

- В фильме «Король-олень», на который меня повела моя мама, когда мне было восемь лет. Это было в летнем, старинном, деревянном кинотеатре Новокузнецка, куда мы ходили три дня подряд смотреть этот фильм. Не могу сказать, что я сошел с ума от этого фильма. Это все моя мама... Она была режиссером кукольного театра, и ее настолько восхитили образы из сказки «Король Олень», что она пересматривала эту картину снова и снова.

Вторая картина, которую я посмотрел с Олегом Табаковым, уже в более сознательном возрасте, - «Гори, гори, моя звезда» Александра Митты. Олег Табаков считал, что это его лучшая роль в кино. Не мне судить. Я люблю все роли Олега Павловича. Некую связь с ним я чувствовал с детства.

Я пытался избежать актерской судьбы, и даже поступил в университет на биолога, но когда все-таки стал студентом театрального вуза, то мечтал учиться только у Табакова. Судьба вела к нему не совсем простой дорогой, но другой мечты, кроме как учиться у Табакова, у меня не было. Да что там говорить - все артисты моего поколения стремились быть его учениками.

- Объясните, пожалуйста, почему вы хотели попасть на актерский курс к Олегу Табакову? Не секрет, что десятилетиями будущие артисты поступают во все мастерские, ко всем педагогам?

- К профессии можно относиться как к профессии, а можно как к призванию. Табаков овладел всеми путями: он был призван, и при этом был высочайшим профессионалом. Тот, кто пытался к нему поступить, должен был знать об этом. Я тоже хотел сочетать профессионализм и божественное предназначение. Я считаю Олега Павловича Леонардо да Винчи актерского театрального искусства. Он – создатель, конструктор, изобретатель, эволюционист.

- Вы говорите очень по-научному, тогда как зрители любят Табакова просто так…

- Олег Павлович любил науку и часто оперировал медицинскими терминами. Он был сыном врачей – хороших врачей. Он читал труды академиков и нам об этом рассказывал. Просвещал. Нетеатральное слово «селекция» было главным на нашем курсе. Олег Павлович выбирал себе учеников методом селекции. Это тяжелейшее решение – отказывать молодым людям в актерском обучении. Вдвойне тяжело, когда учитель говорит студентам, проучившимся у него уже пару лет:  «Это не твой путь». Думаю, что Олег Павлович, набирая себе учеников и производя отсев, практически всегда был прав.

- Табаков заставлял вас читать научную и художественную литературу?

- Олег Павлович – один из самых начитанных людей, которых я знаю. Он читал разные книги и нас заставлял читать. Говорил, что мы не сможем стать артистами без знания литературы.

- Все говорят об уникальности Олега Табакова. В чем его главный феномен, помимо таланта? Чем Табаков отличается от всех других людей?

- Он – самый свободный человек, которого я знаю. Актерская профессия сделала Олега Павловича свободным. Понимаете, великие мастера всегда свободны. Наверное, именно поэтому Табаков ничего не боялся. Думаю, что он не боялся даже смерти. Он часто рассказывал нам о том, что в молодом возрасте пережил инфаркт, и после этого иначе жил.

  vm.ru  
 
По теме
Песня жить и дружить помогает... - Газета Ваша звезда Наталья Чердынцева, жительница села Юрьевка, не мыслит себя без песни и творчества Культура – понятие широкое и всеобъемлющее, она связывает национальности и традиции, людей разных поколений и вероисповеданий.
Газета Ваша звезда
Неделя детской книги – 2024 - Комитет культуры Шербакульская детская библиотека принимает участие во Всероссийской акции «Неделя детской книги – 2024» в библиотеке.
Комитет культуры