Татьяна Колточихина: «Меня вдохновляет процесс работы»

Фото: omskregion.info
Автор Светлана Васильева Фото Евгений Кармаев

Художник года о том, как рождаются батики и эмали, покорившие омских любителей искусств.

Диплом у Вячеслава Зайцева

– Татьяна Увинальевна, на выставке-конкурсе лучших работ омских художников вы получили первое место в номинации «Прикладное искусство» за работы в технике эмали. А зрители вас знают как автора выразительных батиков. Почему вы изменили своему многолетнему увлечению росписью по ткани?

– Я продолжаю заниматься батиком. Но почувствовала, что интерес к нему у публики несколько уменьшился. Эмалью я занимаюсь с 2002 года. На ткани у меня импровизации легко выходят. А с эмалью я в голове все время план держу, какую краску положить снизу, какую сверху, чтобы получилось прилично. Печь разогревается до нужной температуры пять часов, поэтому я готовлю сразу с десяток пластин и должна помнить о композиции каждой. Такая многоэтажка в голове. Но мне это интересно.

– Мужская работа?

– А вообще, художник – мужская профессия. Знаете, сколькими инструментами нужно научиться пользоваться! Даже для создания батика.

– Мужчины нечасто занимаются росписью по ткани.

– А в Прибалтике 50 процентов художников по батику – мужчины. В Москве – процентов тридцать.

– В ваших батиках и эмалях часто встречаются изображения птиц и рыб. Излюбленные мотивы?

– Они оживляют композицию. А в последнее время в моих эмалях стали появляться изображения людей. Особенно зрителям нравятся пары. Девушки-красавицы еще висят на стене мастерской, а образы мужчины и женщины тут же разлетаются, их покупают в подарок на юбилеи, приехавшим в город гостям или если сами едут в гости.

– У вас редкое старинное отчество. Как звали вашего отца?

– Увиналий Михайлович. Производное от Ювеналий, как Егор от Георгия. Мои бабушка и дедушка по отцу принадлежали к Русской древлеправославной церкви. Жили в Подмосковье. В 1934 году семью арестовали по доносу и отправили в Сибирь, в город Сталинск – ныне Новокузнецк. Когда смотрю на семейную фотографию, где папе пять лет, дыхание перехватывает. За что? Бабушка вернулась домой с младшим сыном, а папа женился в Новокузнецке и доучивался в Одесском художественном училище. Некоторое время родители жили в Москве, где я и родилась, а потом снова вернулись в Новокузнецк. Папа был художником-оформителем, у него было очень много заказов.

– Когда смотришь на ваши работы, очевидно, что вы могли бы быть живописцем или графиком. Почему вы выбрали прикладное искусство?

– Когда выбирала художественный вуз, родители между собой разговаривали, прикидывали, что мне подойдет. Папа сказал, что живописцам надо носить тяжелый этюдник, масло плохо пахнет, и это не для меня. И я поступила в Московский технологический институт на специальность «Художественное оформление и моделирование изделий текстильной и легкой промышленности».

– Это правда, что вы учились у Вячеслава Зайцева?

– Не могу назвать себя его ученицей. У нас были прекрасные преподаватели, увлеченные своим делом. А под руководством Вячеслава Михайловича я готовила дипломную работу – батик на вечернем платье. Зайцев зажигал студентов. Когда он приходил к нам, даже самые ленивые начинали активно работать.

И Микеланджело работал по заказам

– Как вы стали омичкой?

– После четвертого курса вышла замуж за омича. И по распределению приехала преподавать в Омский технологический институт. Но проработала здесь недолго. Главный художник Худфонда Сергей Крамаров получил заказ на оформление Музея боевой славы омичей. Зная, что мы с моей однокурсницей Ириной Соковой владеем техникой гобелена, он сказал: «Девчонки, бросайте институт, начинайте работать». Но заказ для музея достался не нам, а Михаилу Слободину. Мы же еще не были членами Союза художников.

– А вы уже уволились? Не страшно было уходить на вольные хлеба?

– Мы уволились, и мне было очень страшно. Ира подпрыгивала от счастья, что пригласили в Худфонд, а я долго переживала, что на мне теперь такая ответственность. Успокаивала себя мыслью, что, оставшись в институте, лишу себя творческой среды и не стану художником, а в другой раз в Худфонд не пригласят. Было много заказов, я сделала много батиков и два гобелена.

– Вас не смущала работа по заказам?

– А Микеланджело как работал? По заказам Ватикана. А Леонардо да Винчи? Тогда только по заказам работали, никто своим творчеством не занимался.

– Что произошло, когда заказов не стало?

– Мне было очень тяжело. У меня двое детей, это значит – из одного декретного отпуска во второй. Была пауза в общении с коллегами. Я не могла найти подработки. Если б не муж, голодали бы точно. Он на агрегатном заводе работал и по сей день работает, у него специальность связана с оборудованием металлургического производства.

– Сегодня можно уверенно сказать, что именно вы познакомили омичей с техникой батика. Участие в выставках помогло найти поклонников и покупателей?

– Конечно. Появились люди, которым интересны мои работы. Батики могут быть прикладными, и я расписываю мужские галстуки, шарфы, оформляю ими платья. Декоративные – для оформления интерьера. Для выставок делаю станковые работы. А раньше просили изготовить и монументальные батики. Покупают в основном небольшие работы. Я отдаю батики, а теперь и эмали на продажу в небольшом количестве. Но чаще люди, желающие купить батик, приходят ко мне в мастерскую. Бог, видимо, покровительствует художникам – никому не дал умереть с голоду.

– Менеджера бы омским художникам хорошего…

– Менеджер должен быть галерейщиком и любить всех авторов. Но есть такая сложность. Художника в городе легко найти. Приезжает в мастерскую человек, говорит: «Мне нравится эта работа, я ее хочу купить». То есть минуя галерею, которая лишается своего процента. В галерее должны составить договор, по которому художник получает зарплату и больше нигде не продает свои работы. А галерейщик должен постоянно продавать его работы, чтобы не сидеть без денег. Пока это неосуществимо.

«Я человек, патриотически настроенный»

– Как вы сочиняете сюжеты для батика или эмали? 

– Я обычно ориентируюсь на предстоящую выставку. А выставка всегда имеет тему. И, размышляя над ней, можно сделать импровизацию.

– А природа вас не вдох-новляет?

– Нет, у меня иной тип мышления, я от природы мало черпаю. Меня вдохновляет не столько природа, сколько процесс работы. Но бывала и на пленэрах. Однажды Иван Иванович Желиостов позвал: «Таня, группа собирается в Кайсы Усть-Ишимского района. В основном живописцы». – «А что мне там делать?» – «Возьми пастель, акварель». Я была неделю и писала пастелью. Но не для того, чтобы повторить потом пейзажи в батиках. Природа может зарядить эмоциями.

– В ваших росписях видятся образы Древней Руси…

– Вы, наверное, имеете в виду серию с ангелами. Поскольку я русская, творчество связано с культурой Руси. Не с африканской же. В процессе учебы в институте мы напитывались классикой, копировали в Русском музее и Эрмитаже фрагменты гобеленов, костюмы, головные уборы, орнаменты. Толпы людей ходят по залам, а мы работаем. Потом я была под впечатлением работ прибалтийских художников. Они создавали объемные текстильные композиции. Мышление должно быть как у керамиста. Но я так мыслить не могу. Я человек патриотически настроенный, мне нравится российская культура. Поэтому я категорически против бездумных заимствований. Вот мне дарят фигурки свиней, потому что по китайскому календарю Год свиньи. За столом сидят приятельницы: «Я с Года петуха. А вы, Татьяна, с какого года?». Я говорю: «Я православная».

– Вы сказали, что художнику нужно общение в творческой среде. Но где могут встретиться художники, занимающиеся росписью по ткани?

– На творческих дачах. Я была там три раза – в Горячем Ключе, на «Челюскинской» и в Петрозаводске. Кто-то выигрывает грант и приглашает художников. Они работают вместе, общаются. Все работают по-разному, ты  можешь освоить новую технологию. Такое повышение квалификации. А еще встречаемся с коллегами на выставках. Нынешним летом я поеду со своими работами в Екатеринбург на триеннале декоративно-прикладного искусства.

– Из окон вашей мастерской открывается потрясающий вид на Иртыш, набережную, Ленинградский мост. Городскую тему не хотелось отразить в батике или эмали?

– Я себя пыталась настроить. Но архитектура требует четкого рисунка, здания должны быть узнаваемыми. Если рисунок условный, это будет не наш город.       

– У вас есть ученики?

– Есть. Небольшая группа любителей батика разного возраста. Появилась ученица 70 лет. Она когда-то окончила худграф. Говорит: «Я на пенсии мучаюсь от безделья». Сейчас в моей мастерской работает над горячим батиком.

– Какой бы совет вы дали тем, кто еще только мечтает стать художником? Стоит ли посвятить жизнь искусству?

– Стоит. Это очень интересно, независимо от того, какое направление выбрал человек – живопись, графику, скульптуру, прикладное искусство. Начальное образование должно быть очень хорошим. Нужно поставить глаз, руку. Первые два года – базовые предметы: академическая живопись, рисунок, основы композиции. Это образование должно быть крепким. А потом начнется творчество.

– Можно ли научить твор-честву?

– Можно научить ремеслу. Все, кто учился на худграфе, всё умеют: писать красками, шить, вышивать. Но творчество – это придумывание, сочинительство.

– Тогда что такое талант художника?

– Все вместе. Надо владеть ремеслом и увлекаться процессом придумывания. Картины, батики, эмали сначала рождаются в голове.

Последние новости Омской области по теме:
Татьяна Колточихина: «Меня вдохновляет процесс работы»

Татьяна Колточихина: «Меня вдохновляет процесс работы» - Омская правда
Татьяна Колточихина: «Меня вдохновляет процесс работы» - Омск
Автор Светлана Васильева Фото Евгений Кармаев Художник года о том, как рождаются батики и эмали, покорившие омских любителей искусств.
10:22 13.03.2019 Омская правда
- Омск
Художник года о том, как рождаются батики и эмали, покорившие омских любителей искусств.
08:53 13.03.2019 ИА Омскрегион
 
По теме
Художников объединения «Отражение» снова пригласили в Тарский художественный музей - Централизованная библиотечная система Напомним, что Тарское объединение художников-любителей «Отражение» начало свою работу в 2016 году в библиотеке как художественная студия для всех желающих научиться рисовать.
27.06.2019
 
«Орган – это своего рода пьедестал, на который восходит душа, чтобы ринуться в пространство, пробежать бесконечность, отделяющую небо от земли!», – говорил французский писатель Оноре де Бальзак.
27.06.2019
Омичей наградят премией губернатора - ГТРК Омск Церемония пройдёт в Органном зале сегодня, 27 июня. Лауреатами по традиции стали лидеры молодёжных движений, которые регулярно организуют форумы, слёты и спортивные состязания.
27.06.2019
 
В эфире: "Мой театр" - ГТРК Омск Смотрите новый выпуск прямо сейчас! Что значит для артиста балета Сергея Флягина вот уже четверть века быть на сцене?
26.06.2019
Омичам покажут "жёсткий" трамвай - ИА Омск здесь Авторы: Дарья Молчанская , Джамиля Ахунова Московский режиссёр поставила в Омске спектакль в необычном жанре - тропический нуар.
26.06.2019
 
Полная программа SIBERIAN JAZZ FESTIVAL - BiletOmsk.Ru Siberian Jazz Festival – новый амбициозный проект Омской филармонии. На два дня, 28 и 29 июня 2019 года, наш город станет местом культурного притяжения для тысяч поклонников джаза.
26.06.2019
Под открытым небом - Газета Знамя С 1 июля в Исилькуле начнется реализация проекта «Сибирский Шолохов», призванного увековечить память нашего земляка - писателя Михаила Степановича Шангина, лауреата литературной премии имени М.А.
27.06.2019 Газета Знамя
Автор Светлана Васильева Фото Евгений Кармаев На 83-м году ушла из жизни журналистка Виктория Луговская.
26.06.2019 Омская правда
«Иртыш» отказался от участие в ФНЛ - РИА Омск-Информ fc-irtysh.ru Несмотря на то, что «Иртыш» неожиданно занял 1-е место в своей зоне, руководство омского клуба приняло решение повременить с повышением в классе.
27.06.2019 РИА Омск-Информ
Свой 24-й день рождения Сергей Рысник запомнит на всю жизнь, потому что это был самый лучший день.
25.06.2019 Газета Таврические новости
Завершились соревнования по футболу в зачет 49 спортивно-культурного праздника «Королева спорта – Русская Поляна, 2019».
25.06.2019 Газета Таврические новости
Еще два пляжа допустили к эксплуатации инспекторы МЧС. Отдых на них безопасен - МЧС России Инспекторы Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Омской области провели техническое освидетельствование и допустили к эксплуатации два пляжа – в городе и Омской области.
27.06.2019 МЧС России
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ объявило конкурсы на подключение к сети Интернет социально значимых объектов, в том числе образовательных организаций. В рамках национальной программы «Цифровая экономика» Омская область в 2019-2020 годах получит на данные цели более 1,5 млрд рублей - Минобрнауки Омской области Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ объявило конкурсы на подключение к сети Интернет социально значимых объектов, в том числе образовательных организаций.
27.06.2019 Минобрнауки Омской области
На основании постановления Первомайского районного суда города Омска судебные приставы отдела судебных приставов по Кировскому округу города Омска УФССП России по Омской области приостановили деятельность «Батутного цент
26.06.2019 УФССП России