Кирилл Крок: «Есть такое понятие: «запах кулис»

Фото: www.omsktime.ru

Директор Театра им. Евг. Вахтангова о традициях и сегодняшнем дне знаменитой труппы.

Вахтанговская империя

– Кирилл Игоревич, Театр имени Евг. Вахтангова создал праздник для омичей, показав пять спектаклей. Когда в следующий раз театралам вас ждать?

– Мы 10 лет назад подписали договор с Виктором Прокопьевичем Лапухиным, в котором обязались приезжать в Омск не реже чем раз в три года. Я никогда не забуду, как мы стояли на крыльце Омского театра драмы с Галиной Львовной Коноваловой, и она мне рассказывала, как в годы войны вахтанговцы делили сцену с омскими актерами. В здание нашего театра в июле 1941-го во время первого налета фашистской авиации попала бомба, случился пожар, и Омск приютил вахтанговцев. Здесь работали великие режиссеры, театр вернулся в Москву с новым репертуаром. Память об этом навсегда с нами, и я уверен, что творческие контакты будут развиваться.

– Омичи были поражены, узнав, что Театр им. Вахтангова сегодня имеет 6 сцен, играет по 700 спектаклей в год. Это тенденция сегодня такая – строить из успешных культурных учреждений империи? Так же поступают Мариинский театр, Эрмитаж.

– Не могу говорить о Мариинском театре. Что же касается нашего театра, мы не ставили цель прирасти новыми помещениями. Так исторически сложилось. 15 лет назад Михаил Александрович Ульянов, будучи художественным руководителем театра, подписал инвестиционный контракт о том, что во дворе сносится одно из зданий и земля передается под строительство. Когда я стал директором, на этом месте был котлован, заполненный водой, из него торчали железобетонные сваи. Сегодня на этом месте открыта новая сцена театра. На этом же участке был старый, заброшенный дом, сдававшийся в аренду. Мы арендаторов выселили и организовали студию молодых артистов с залом на 50 мест для моноспектаклей, экспериментальных постановок. Наши площади прирастали постепенно.

– И театр Рубена Симонова вошел в состав Вахтанговского театра…

– Через дорогу от нас режиссер Евгений Симонов на основе двух курсов Щукинского института открыл студию под названием «Театр Рубена Симонова». Она просуществовала 25 лет и пришла в упадок. К нам обратились руководители департамента Москвы: «Или вы этот театр берете, или мы делаем в здании свободную площадку». И мы с Римасом Владимировичем сказали: «Да, берем». Это память о династии Симоновых, которая оказала мощное влияние на историю развития нашего театра. Рубен Симонов был прямым учеником Вахтангова. Сегодня в этом реконструированном здании две сцены на 120 мест каждая, репетиционные залы. В июне на Симоновской сцене театра мы завершили первый сезон. Там состоялось 7 премьер, а всего в репертуаре 11 названий. 9 актеров приняты в штат театра. Мне говорили: «Зачем вешать на себя такое ярмо?» Но наши надежды и усилия оправдались.

– Вы создали и музей Евгения Вахтангова…

– Не я создал. У театра всегда была мемориальная квартира, где два года жил и в 1922 году умер Евгений Вахтангов. Другое дело, что она использовалась под склад, пошивочную мастерскую. И только одна комната была всегда закрыта, и в ней сохранилась аутентичная обстановка того времени. Мы нашли старые чертежи, вскрыли стены и навесные потолки,...

Директор Театра им. Евг. Вахтангова о традициях и сегодняшнем дне знаменитой труппы.

Вахтанговская империя

– Кирилл Игоревич, Театр имени Евг. Вахтангова создал праздник для омичей, показав пять спектаклей. Когда в следующий раз театралам вас ждать?

– Мы 10 лет назад подписали договор с Виктором Прокопьевичем Лапухиным, в котором обязались приезжать в Омск не реже чем раз в три года. Я никогда не забуду, как мы стояли на крыльце Омского театра драмы с Галиной Львовной Коноваловой, и она мне рассказывала, как в годы войны вахтанговцы делили сцену с омскими актерами. В здание нашего театра в июле 1941-го во время первого налета фашистской авиации попала бомба, случился пожар, и Омск приютил вахтанговцев. Здесь работали великие режиссеры, театр вернулся в Москву с новым репертуаром. Память об этом навсегда с нами, и я уверен, что творческие контакты будут развиваться.

– Омичи были поражены, узнав, что Театр им. Вахтангова сегодня имеет 6 сцен, играет по 700 спектаклей в год. Это тенденция сегодня такая – строить из успешных культурных учреждений империи? Так же поступают Мариинский театр, Эрмитаж.

– Не могу говорить о Мариинском театре. Что же касается нашего театра, мы не ставили цель прирасти новыми помещениями. Так исторически сложилось. 15 лет назад Михаил Александрович Ульянов, будучи художественным руководителем театра, подписал инвестиционный контракт о том, что во дворе сносится одно из зданий и земля передается под строительство. Когда я стал директором, на этом месте был котлован, заполненный водой, из него торчали железобетонные сваи. Сегодня на этом месте открыта новая сцена театра. На этом же участке был старый, заброшенный дом, сдававшийся в аренду. Мы арендаторов выселили и организовали студию молодых артистов с залом на 50 мест для моноспектаклей, экспериментальных постановок. Наши площади прирастали постепенно.

– И театр Рубена Симонова вошел в состав Вахтанговского театра…

– Через дорогу от нас режиссер Евгений Симонов на основе двух курсов Щукинского института открыл студию под названием «Театр Рубена Симонова». Она просуществовала 25 лет и пришла в упадок. К нам обратились руководители департамента Москвы: «Или вы этот театр берете, или мы делаем в здании свободную площадку». И мы с Римасом Владимировичем сказали: «Да, берем». Это память о династии Симоновых, которая оказала мощное влияние на историю развития нашего театра. Рубен Симонов был прямым учеником Вахтангова. Сегодня в этом реконструированном здании две сцены на 120 мест каждая, репетиционные залы. В июне на Симоновской сцене театра мы завершили первый сезон. Там состоялось 7 премьер, а всего в репертуаре 11 названий. 9 актеров приняты в штат театра. Мне говорили: «Зачем вешать на себя такое ярмо?» Но наши надежды и усилия оправдались.

– Вы создали и музей Евгения Вахтангова…

– Не я создал. У театра всегда была мемориальная квартира, где два года жил и в 1922 году умер Евгений Вахтангов. Другое дело, что она использовалась под склад, пошивочную мастерскую. И только одна комната была всегда закрыта, и в ней сохранилась аутентичная обстановка того времени. Мы нашли старые чертежи, вскрыли стены и навесные потолки, обнаружили великолепную лепнину. После реставрации открыли музей. Теперь посетители могут увидеть и прочесть письма Вахтангова, объяснение в любви к нему Марины Цветаевой и много других интересных документов.

Два раза в месяц проводим экскурсии, продавая на них билеты. Мы мечтаем открыть музей Евгения Вахтангова и во Владикавказе. До наших дней сохранился дом конца XVIII – начала XIX века, где жила его семья, а Вахтангов провел первые 18 лет своей жизни. Сейчас там коммунальная квартира.

Такая Воронья слободка. Предпринимаем усилия, чтобы расселить ее, перевести дом в федеральную собственность и сделать музей семьи Вахтанговых и культурный центр с концертным залом. Очень надеемся, что это удастся.

Плохо, если в зале – три сестры

– Театр им. Евг. Вахтангова даже в трудные 90-е не пускался во все тяжкие, устраивая шоу вместо спектаклей, используя мат на сцене…

– Это заслуга Михаила Александровича Ульянова. В самые трудные годы, когда одна страна перестала существовать, а другая только зарождалась, все казалось возможным. И тогда он своими мужицкими руками «обнял» театр, не дал актерам разбежаться, стиснув зубы, мирил, разводил в стороны конфликтующие группировки.

– Какие традиции Вахтанговского театра кажутся вам очень важными?

– Зрители хотят видеть качественный театр, который заставляет волноваться, образно говоря, трогает за сердце. Я, наверное, вступлю в дискуссионный спор с критиками, но считаю: театр существует для зрителей, которые ходят на спектакли, чтобы поплакать и посмеяться. Мы не идем у зрителя на поводу, не ставим дешевые комедии, но работаем для него. Потому что, если как в том анекдоте: «На сцене – дядя Ваня, а в зале – три сестры», то каким бы супергениальным ни был спектакль, это не театр. Может быть, лаборатория, фестивальный творческий проект, но не государственный репертуарный театр.

– Правда ли, что на рубль бюджетного финансирования приходится 2,5 рубля заработанных собственных средств?

– Это действительно так. Статистику можно проверить на сайте министерства культуры, на нашем сайте. Мы зарабатываем своей основной деятельностью. В прошлом году актеры сыграли 747 спектаклей в Москве и 74 – на гастролях. Заполняемость залов сегодня 93,6 процента, при том, что в историческом зале театра 1150 мест.

– Вы создали свою систему продажи билетов?

– Все системы давно придуманы. Просто, когда я пришел в театр, выбрал другой способ продажи билетов. Раньше их можно было приобрести только в кассе или у уполномоченных. Сегодня мы работаем со всеми структурами рынка, которые занимаются этим бизнесом. И можно купить электронный билет на сайте театра.

– Театралам-немосквичам интересно, что можно, купив, посмотреть видеоверсию спектакля.

– Да, есть такая опция. В зале установлены три камеры, и любой человек, купивший билет, сможет посмотреть спектакль, переключая камеры, приближая или удаляя изображение. Из-за того, что страна огромная, с большим количеством часовых поясов, предусмотрена возможность отсрочки просмотра на 24 часа.

Прикоснуться к тайне

– Кирилл Игоревич, вы когда-то бросили юридический институт, для того чтобы уйти не в актеры, а в монтировщики сцены. Как такое случилось?

– Я не бросил институт, взял академический отпуск, а потом перевелся на заочное отделение. Я не хотел быть юристом, в институт поступил по настоянию родителей. Отец очень хотел видеть меня в будущем нотариусом.

Проучился два года, параллельно занимаясь театром. Актером стать не мечтал, считая, что для этого у меня нет ярких дарований. Но в любом драмкружке есть человек, занимающийся техническим обеспечением спектакля. А первым моим местом работы в профессиональном театре был Московский ТЮЗ. Когда ушел с дневного отделения института, дома был скандал. Я признателен родителям, что они меня поняли, и мы выработали консенсус: работа в театре и учеба. Диплом юриста потом мне очень пригодился.

– Что же потянуло в театр, за что вы его полюбили?

– Есть такое понятие: «запах кулис». Соприкосновение с тайной, которая отделяет то, что происходит за занавесом, от зала. Тайна рождения спектакля. Театр – это наркотик. Попробуешь один раз – и не можешь остановиться.

– На должность директора Театра им. Евг. Вахтангова вас пригласил художественный руководитель Римас Туминас. Как вам работается в дуэте?

– Прекрасно. У каждого своя территория. И я понимаю, кому служу – режиссеру, поцелованному Богом. Даже если я с чем-нибудь не согласен, я в творческих вопросах верю в художественное чутье Римаса Туминаса. И много раз его предвидение ситуации оказывалось правильным.

Я до этого 10 лет работал директором московского театра «Модерн», а еще раньше 9 лет – проректором Школы-студии МХАТ по административно-хозяйственной деятельности. Опыт был. Я знаю театр от профессии монтировщика до главного администратора, экономиста, завпоста … Все ступеньки прошел.

– Как вы относитесь к тому, что ваши актеры много снимаются в кино, телесериалах?

– Я только «за». Но у нас есть негласный договор. Мы за полгода объявляем репертуар и не берем в расчет занятость на стороне. Никто, ни Аронова, ни Маковецкий, не могут зайти ко мне и сказать, что они тогда-то не могут играть, их нужно отпустить на съемки. Актер подстраивается под репертуар.

Есть обязательства и у театра. Если кто-то заболел, я не могу волевым решением заменить спектакль. Сотрудники режиссерского управления обзванивают актеров, чтобы получить на это согласие. Это правило нашего театра.

– О чем вы мечтаете?

– Президент объявил, что 2019 год будет Годом театра. Мечтаю, чтобы в этот год культура была избавлена от ненужных, тормозящих ее развитие экономических законов, чтобы театр перестал считаться «услугой». Если нам удастся совместными действиями этого добиться – это будет главная победа Года театра в России.

omskregion.info  

Последние новости Омской области по теме:
Кирилл Крок: «Есть такое понятие: «запах кулис»

altText - OmskTime.Ru
Кирилл Крок: «Есть такое понятие: «запах кулис» - Омск
Директор Театра им. Евг. Вахтангова о традициях и сегодняшнем дне знаменитой труппы.
18:31 11.07.2018 OmskTime.Ru
- Омск
Интервью. Директор Театра им. Евг. Вахтангова о традициях и сегодняшнем дне знаменитой труппы.
13:12 11.07.2018 ИА Омскрегион
 
По теме
 
Василий Попов - ИА Новый Омск Здание должны были достроить еще к 300-летию города в 2016 году. Фото: НПО «Мостовик» В Омске назвали очередную дату сдачи нового здания театра «Галерка».
10.07.2018
 
Пять дней оваций - Омская правда Автор Светлана Васильева Каким запомнится VI Международный театральный фестиваль.
04.07.2018
 
Пять дней оваций - ИА Омскрегион Каким запомнится VI Международный театральный фестиваль. Театральный праздник  зрителей и актеров В минувшее воскресенье завершился VI Международный театральный фестиваль «Академия».
04.07.2018
Автор Виолетта Гордиенко Фото Евгений Кармаев Актер Лицейского театра Алексей Осипов за несколько лет службы искусству смог завоевать сердца не только взрослых, но и самых маленьких зрителей.
14.11.2018 Омская правда
Как Омичи отметили День народного единства Праздник для всех Театральный сквер возле Концертного зала стал главной площадкой гуляний в День народного единства.
07.11.2018 Омская правда
Так, меньше значения тарифов на тепловую энергию станут у потребителей АО «Вагонная ремонтная компания-1» Нововаршавского района, ООО «Тепловик» Горьковского района и АО «Черноглазовский элеватор Таврического района,
15.11.2018 Энергетическая комиссия