Она доказала, что театр в современной России может оставаться независимым: Умерла Елена Гремина — драматург, режиссер, директор «Театра.doc»

altText
Фото: www.omsktime.ru

16 мая в Москве от сердечной и почечной недостаточности умерла драматург, режиссер, сооснователь и директор «Театра.doc» Елена Гремина. Ей был 61 год. Вместе со своим мужем Михаилом Угаровым, который умер всего полтора месяца назад, 1 апреля, она создала первый в России по-настоящему независимый театр: за 16 лет его не уничтожили ни регулярные полицейские проверки, ни нападки православных радикалов, ни вынужденные переезды. По просьбе «Медузы» театральный критик Антон Хитров рассказывает, как Гремина и Угаров не только построили дом для множества артистов, драматургов и режиссеров, но и никогда не боялись говорить на самые сложные и рискованные темы — даже ценой потери этого дома.

Елена Гремина пережила мужа, драматурга Михаила Угарова, на шесть недель. Создатели и бессменные лидеры «Театра.doc» родились в один год, 1956-й — и умерли тоже в один год, 2018-й. В будущем сентябре они отметили бы 25 лет со дня свадьбы. Основанный в 2002 году частный театр был семейным делом, и сейчас его невозможно представить иначе, то есть без директора Греминой и худрука Угарова. Авторы, режиссеры, артисты, выпестованные «Театром.doc» и фестивалем молодой драматургии «Любимовка», который проходит там ежегодно с начала 2000-х, воспринимали и воспринимают их как маму и папу.

К работе театрального директора Гремина не готовилась, ее первой специальностью была драматургия — тоже семейное дело: отец, Анатолий Гребнев, был сценаристом, ту же профессию выбрал и брат Александр Миндадзе. Драматургам ее поколения не очень повезло: перестроечная режиссура бросилась ставить разрешенных западных авторов, отечественные пьесы редко попадали на сцену (впрочем, ранние тексты Греминой выходили на весьма солидных площадках — например, во МХАТе имени Чехова). Движение «новой драмы», среди основоположников которого были Угаров и Гремина, какое-то время развивалось параллельно театру, а потом создало свой собственный — «Театр.doc» — главное в России место силы для современной пьесы и театральной документалистики.

Как директор «Театра.doc» Гремина сделала невероятное: доказала, что театр в современной России может оставаться независимым во всех смыслах этого слова — хотя время пыталось доказать обратное. Государству намного проще контролировать театр, чем остальные виды искусства (кроме, может быть, архитектуры). Романы даже при самой жестокой цензуре можно писать в стол, а спектакли требуют публичности и, за редким исключением, долго не живут. Если рискует художник, он рискует один; если рискует режиссер, он ставит под удар еще и свою команду. Стихи можно читать у себя дома; театру необходимо помещение. В общем, если вы ставите спектакли не в самой свободной стране, у вас два варианта: или вы идете на компромиссы, или вам не дадут нормально работать. 

Гремина с Угаровым на компромиссы не шли. Они работали так, будто государство ничего не может с ними...

16  мая в  Москве от  сердечной и  почечной недостаточности умерла драматург, режиссер, сооснователь и  директор «Театра.doc» Елена Гремина. Ей  был 61 год. Вместе со  своим мужем Михаилом Угаровым, который умер всего полтора месяца назад, 1  апреля, она создала первый в  России по-настоящему независимый театр: за  16 лет его не  уничтожили ни  регулярные полицейские проверки, ни  нападки православных радикалов, ни  вынужденные переезды. По  просьбе «Медузы» театральный критик Антон Хитров рассказывает, как Гремина и  Угаров не  только построили дом для множества артистов, драматургов и  режиссеров, но  и  никогда не  боялись говорить на  самые сложные и  рискованные темы  — даже ценой потери этого дома.

Елена Гремина пережила мужа, драматурга Михаила Угарова, на  шесть недель. Создатели и  бессменные лидеры «Театра.doc» родились в  один год, 1956-й  — и  умерли тоже в  один год, 2018-й. В  будущем сентябре они отметили  бы 25 лет со  дня свадьбы. Основанный в  2002 году частный театр был семейным делом, и  сейчас его невозможно представить иначе, то  есть без директора Греминой и  худрука Угарова. Авторы, режиссеры, артисты, выпестованные «Театром.doc» и  фестивалем молодой драматургии «Любимовка», который проходит там ежегодно с  начала 2000-х, воспринимали и  воспринимают их  как маму и  папу.

К  работе театрального директора Гремина не  готовилась, ее  первой специальностью была драматургия  — тоже семейное дело: отец, Анатолий Гребнев, был сценаристом, ту  же профессию выбрал и  брат Александр Миндадзе. Драматургам ее  поколения не  очень повезло: перестроечная режиссура бросилась ставить разрешенных западных авторов, отечественные пьесы редко попадали на  сцену (впрочем, ранние тексты Греминой выходили на  весьма солидных площадках  — например, во  МХАТе имени Чехова). Движение «новой драмы», среди основоположников которого были Угаров и  Гремина, какое-то время развивалось параллельно театру, а  потом создало свой собственный  — «Театр.doc»  — главное в  России место силы для современной пьесы и  театральной документалистики.

Как директор «Театра.doc» Гремина сделала невероятное: доказала, что театр в  современной России может оставаться независимым во  всех смыслах этого слова  — хотя время пыталось доказать обратное. Государству намного проще контролировать театр, чем остальные виды искусства (кроме, может быть, архитектуры). Романы даже при самой жестокой цензуре можно писать в  стол, а  спектакли требуют публичности и, за  редким исключением, долго не  живут. Если рискует художник, он  рискует один; если рискует режиссер, он  ставит под удар еще и  свою команду. Стихи можно читать у  себя дома; театру необходимо помещение. В  общем, если вы  ставите спектакли не  в  самой свободной стране, у  вас два варианта: или вы  идете на  компромиссы, или вам не  дадут нормально работать. 

Гремина с  Угаровым на  компромиссы не  шли. Они работали так, будто государство ничего не  может с  ними сделать, хотя в  действительности могло. Их  заносили в  черные списки грантополучателей, у  них искали то  бомбы, то  нарушения пожарной безопасности, арендодателей вынуждали разрывать с  ними контракты. Сама Гремина упрямо повторяла: «Негосударственный театр закрыть нельзя». В  одних только 2010-х в  «Театре.doc» выходили спектакли о  гибели Сергея Магнитского, узниках Болотной, деле Олега Сенцова, российских геях, матерях Беслана. Во  многих из  них директор театра выступала режиссером  — эту непривычную для себя профессию она начала осваивать (и  освоила блестяще) всего пять лет назад и  успела выпустить 12 спектаклей. 

В  2015 году, через несколько месяцев после первого переезда, когда театр покинул обжитый подвал в  Трехпрудном переулке и  волонтерскими силами восстановил из  руин маленький особняк на  Спартаковской улице, Гремина поставила «Болотное дело», документальный проект о  семьях узников Болотной. За  день до  премьеры новое помещение навестили полицейские и  сотрудник центра по  противодействию экстремизму. В  первый вечер у  театрального крыльца дежурили автозак и  патрульная машина. Через пару месяцев с  театром снова разорвали договор аренды. Но  Гремина полагала, что «Театр.doc» не  получится сохранить, отказавшись от  рискованных тем: он  может пережить еще один переезд, но  не  выдержит самоцензуры. Хотя потери старых и  поиски новых площадок давались руководителям театра нелегко: нужно было не  только подыскать подходящее помещение и  достаточно смелых арендодателей, но  и  найти в  себе силы попрощаться со  старым домом  — причем дважды.

При всем этом критика власти никогда не  была целью «Театра.doc». Настоящая его миссия  — свидетельствовать о  реальности. Просто невозможно делать это в  России, оставаясь вне политики. В  этом смысле показателен режиссерский дебют Греминой по  ее  собственной документальной пьесе: спектакль «150 причин не  защищать Родину» не  касается напрямую ни  актуальной повестки, ни  современности вообще, это захватывающий и  невероятно эмоциональный рассказ о  взятии Константинополя турками, что-то наподобие «Игры престолов», только лаконичной и  без драконов. 

Потом появились «Краткая история русского инакомыслия»  — о  диссидентах XVII-XX веков, «Безумное путешествие за  святыми дарами»  — о  старообрядцах протопопе Аввакуме и  боярыне Морозовой, «Разорвите нашу связь»  — о  приемной матери, решившей разорвать удочерение. Несколько раз режиссер оставляла документы ради мифов: в  «Подлинных историях женщин, мужчин и  богов» переосмысляла античные сюжеты, в  «Пленнике королевы эльфов» пересказывала на  новый лад историю шотландского барда Томаса Лермонта, полулегендарного предка Михаила Лермонтова.

Когда умер Угаров, встал вопрос о  будущем «Театра.doc», который, ко  всему прочему, снова выселяют, на  этот раз из  двух помещений в  Малом Казенном переулке: кто и  как будет им  руководить? Сможет  ли Гремина оставаться директором, осилит  ли еще один переезд? Работа, между тем, не  останавливалась: театр открыл два филиала  — «Бар.doc» и  «Трансформатор.doc», провел фестиваль нон-фикшна «Охота за  реальностью», читку новой пьесы Дмитрия Данилова «Свидетельские показания», которую запланировал и  придумал Угаров, и  читку дневниковых записей самого Угарова из  «Живого журнала» и  фейсбука. Гремина оставалась директором и  строила планы. Сегодня будущее театра куда туманнее, чем месяц назад; но  последователи Угарова и  Греминой не  собираются сдаваться. «„Театр.doc“ будет сохранен любой ценой»,  — пишет режиссер театра Зарема Заудинова.

Через несколько недель после смерти мужа Гремина написала пост в  фейсбуке. Он  начинался так: «Не  надо соболезнований. Мне очень, очень повезло, что мы  встретились». В  сущности, их  с  Угаровым история  — история единомышленников и  бесстрашных соратников  — фантастически красивая, счастливая и  героическая. Неслучайно оба они драматурги.

meduza.io  

 
По теме
Уважаемые друзья!  Закончила работу выставка   обучающихся Тарской ДШИ. Часть работ можно будет увидеть на выставке в Культурном Центре им.
Награда волонтёру - Газета Омский пригород Активист волонтёрского сообщества «Помощь солдатам» был награждён медалью.
Газета Омский пригород
Весна идет в музей! - Музей-заповедник Старина Сибирская С наступлением весны жизнь как будто расцветает, оживает природа. Меняются темы экскурсий в музее.
Музей-заповедник Старина Сибирская