«Такие сцены бывают и в жестком порно, но мои фильмы другие» Ларс фон Триер — о «Доме, который построил Джек», Каннском фестивале и феминизме

altText
Фото: www.omsktime.ru

В российский прокат вышел фильм Ларса фон Триера «Дом, который построил Джек» — история серийного убийцы в пяти главах с Мэттом Диллоном в главной роли. Премьера картины состоялась на Каннском кинофестивале, куда Триер приехал впервые после того, как в 2011-м его объявили там персоной нон-грата. «Медуза» публикует интервью режиссера.

— Ваш новый фильм побил ваш собственный рекорд по числу жестоких и отвратительных сцен; в этом он превзошел даже «Антихриста». Зачем вы все это показываете? Это действительно нужно для сюжета?

— Нужно, и это нужно показывать. Идея о том, что зритель лучше почувствует боль, если в момент, когда героя закалывают ножом, увидит на экране только его глаза, — это какая-то чепуха. Это попытка оставаться тактичными, какое-то глупое оправдание. А мне не кажется, что какой угодно фильм нуждается в оправданиях. Важно, чтобы в мире существовал ряд картин — не обязательно моих, — исследующих каждый уголок, каждую трещинку. Я стараюсь снимать как раз эти фильмы, которых остро не хватает — и так думаю не я один — современному кино.

— Подобных жутких сцен полно во всяких хоррорах и слэшерах. Но вы же снимаете кино о другом.

— Эти сцены бывают и в жестком порно… Но мои фильмы, конечно, другие. Все-таки все эти жуткие картины занимают в них не так уж много места. Это всего лишь малая их часть. Хотя да, неприятная.

— В какой-то момент во время просмотра «Дома, который построил Джек» мы понимаем, что главный герой убивал и мужчин. Но в центре сюжета — убийства только женщин. Почему?

— Это я не анализировал. Наверное, о женщинах писать просто легче и веселее. Тут надо сказать, что зрители и критики могут думать о моих персонажах что угодно, мне все равно. Меня беспокоит другое — что всем кажется, раз я снял о чем-то кино, значит, я считаю, что так должно быть и в жизни. Или что это и вовсе отражение реальности. Нет, не отражение. Этот фильм — почти сказка.

Честно говоря, когда я снимаю кино, то не преследую какой-то общей цели; я не думаю, что мои фильмы должны продвигать какую-то идею, они просто получаются такими. Вы можете спросить художника, почему он всегда использует черный или красный в своих рисунках, и он скажет: «Не знаю, просто получается красиво». Так же и с фильмами. Большинство смешных сцен в «Доме, который построил Джек» — например, некоторые сцены со второй жертвой — вообще были написаны импульсивно. Мне понравилось, что она все время «воскресала» — это получалось забавно.

— Меня поразило в Джеке то, что его совсем не интересует секс. Сексуальные сцены играли важную роль в ваших предыдущих работах, но здесь ничего подобного нет.

— Я подумал, что это было бы слишком банально. Если бы в основе того дефекта, что заставляет Джека убивать, лежало что-то сексуальное,...

В  российский прокат вышел фильм Ларса фон Триера «Дом, который построил Джек»  — история серийного убийцы в  пяти главах с  Мэттом Диллоном в  главной роли. Премьера картины состоялась на  Каннском кинофестивале, куда Триер приехал впервые после того, как в  2011-м его объявили там персоной нон-грата. «Медуза» публикует интервью режиссера.

—  Ваш новый фильм побил ваш собственный рекорд по  числу жестоких и  отвратительных сцен; в  этом он  превзошел даже «Антихриста». Зачем вы  все это показываете? Это действительно нужно для сюжета?

—  Нужно, и  это нужно показывать. Идея о  том, что зритель лучше почувствует боль, если в  момент, когда героя закалывают ножом, увидит на  экране только его глаза,  — это какая-то чепуха. Это попытка оставаться тактичными, какое-то глупое оправдание. А  мне не  кажется, что какой угодно фильм нуждается в  оправданиях. Важно, чтобы в  мире существовал ряд картин  — не  обязательно моих,  — исследующих каждый уголок, каждую трещинку. Я  стараюсь снимать как раз эти фильмы, которых остро не  хватает  — и  так думаю не  я  один  — современному кино.

—  Подобных жутких сцен полно во  всяких хоррорах и  слэшерах. Но  вы  же снимаете кино о  другом.

—  Эти сцены бывают и  в  жестком порно… Но  мои фильмы, конечно, другие. Все-таки все эти жуткие картины занимают в  них не  так уж  много места. Это всего лишь малая их  часть. Хотя да, неприятная.

—  В  какой-то момент во  время просмотра «Дома, который построил Джек» мы  понимаем, что главный герой убивал и  мужчин. Но  в  центре сюжета  — убийства только женщин. Почему?

—  Это я  не  анализировал. Наверное, о  женщинах писать просто легче и  веселее. Тут надо сказать, что зрители и  критики могут думать о  моих персонажах что угодно, мне все равно. Меня беспокоит другое  — что всем кажется, раз я  снял о  чем-то кино, значит, я  считаю, что так должно быть и  в  жизни. Или что это и  вовсе отражение реальности. Нет, не  отражение. Этот фильм  — почти сказка.

Честно говоря, когда я  снимаю кино, то  не  преследую какой-то общей цели; я  не  думаю, что мои фильмы должны продвигать какую-то идею, они просто получаются такими. Вы  можете спросить художника, почему он  всегда использует черный или красный в  своих рисунках, и  он  скажет: «Не  знаю, просто получается красиво». Так  же и  с  фильмами. Большинство смешных сцен в  «Доме, который построил Джек»  — например, некоторые сцены со  второй жертвой  — вообще были написаны импульсивно. Мне понравилось, что она все время «воскресала»  — это получалось забавно.

—  Меня поразило в  Джеке то, что его совсем не  интересует секс. Сексуальные сцены играли важную роль в  ваших предыдущих работах, но  здесь ничего подобного нет.

—  Я  подумал, что это было  бы слишком банально. Если  бы в  основе того дефекта, что заставляет Джека убивать, лежало что-то сексуальное, я  просто потерял  бы интерес к  фильму. Поэтому я  сразу отказался от  этой идеи.

—  Наверняка после этого фильма многие все-таки объявят вас женоненавистником  — за  то, что вы  создали такое чудовище, как Джек. Не  хочу спрашивать, ненавидите  ли вы  женщин, но  спрошу, понимаете  ли вы  Джека?

—  Я  не  раз говорил, что я  снял немало фильмов о  хороших женщинах. Несомненно, безусловно хороших. Таких хороших, что можно принять их  за  глупых,  — мы  живем в  таком мире, где все, пожалуй, так и  делают. Но  мне вообще кажется, что я  внес свой вклад в  феминизм.

—  Как именно?

—  В  первую очередь, написав роли, которые были такими интересными, что прекрасные актрисы хотели их  играть. И  в  эти роли вкладывая нечто такое тонкое… Вы  видели «Танцующую в  темноте»? Видели, что Бьорк вложила в  своего персонажа? Она там совсем не  проста. И  не  глупа. Я  бы сказал, что большинство персонажей поначалу кажутся банальными, а  затем ты  просто добавляешь к  их  характеру что-то противоположное. Это как в  рисовании: кладешь поверх одной краски другую  — и  смотришь на  контраст.

—  А  что вы  думаете про движение #MeToo?

Это прекрасная инициатива. Замечательно, что людям есть куда пойти, когда они чувствуют себя оскорбленными, что это как-то облегчает им  жизнь. Я, честно говоря, точно не  знаю, как там все устроено, и  не  читал, что пишут на  разных сайтах, но  мне кажется, это хороший способ использовать интернет. Я  всеми руками за  идею этого движения. Только вот хотелось  бы указать на  то, что даже такую прекрасную идею можно извратить.

—  Ваша подруга Йенли Халлунд указана в  титрах как соавтор идеи фильма. Как вы  развивали эту идею?

—  Мы  не  развивали ее  вместе. Она решила, что мне нужно снять фильм про ад, мне идея понравилась. Она еще и  эксперт по  , а  я  нет.

—  Было  ли что-то, что вы  с  Мэттом Диллоном придумали про его персонажа вместе, по  ходу съемок? Или вы  уже точно знали, каким он  должен быть?

—  У  меня была четкая идея, каким он  должен быть. Мэтт немного нервничал поначалу, но  когда понял, что я  способен оценить его актерские способности, расслабился и  стал просто невероятно хорош. Мне кажется, он  в  этой роли  — настоящая звезда.

—  Да, роль ему и  правда подходит.

—  Только из-за Мэтта я  жалею, что картину показывали на  Каннском фестивале вне конкурса. Не  думаю, что фильм получил  бы какую-то награду, но  Мэтт  точно мог  бы.

  meduza.io  
 
По теме
  За многолетний добросовестный труд, достижение высоких показателей и профессиональное мастерство почетными грамотами отмечены специалисты и работники детской школы искусств, музея, клубной, библиотечной системы.
Песня жить и дружить помогает... - Газета Ваша звезда Наталья Чердынцева, жительница села Юрьевка, не мыслит себя без песни и творчества Культура – понятие широкое и всеобъемлющее, она связывает национальности и традиции, людей разных поколений и вероисповеданий.
Газета Ваша звезда