Евгения Строкина: «Хотим удивить публику»

Евгения Строкина: «Хотим удивить публику»
Фото: omskregion.info

Домристка квартета народных инструментов Омской филармонии «Тарские ворота» о юбилее и лучших программах коллектива.

Все началось с «Калинки»

– Евгения, квартету 10 лет. Как он был создан?

– Идея была наша с мужем Дмитрием Строкиным. В 2001 году мы окончили Уральскую консерваторию и приехали работать в оркестровую группу Омского русского народного хора. Но у нас были амбиции на что-то большее. И неожиданно наше желание создать новый коллектив поддержал Александр Зобов, в ту пору художественный руководитель Омского хора. Мы вместе еще с двумя музыкантами стали готовить номера, которые Зобов вставлял в программы Омского хора.

– Сегодня тот же состав в квартете?

– Нет, Дмитрий Котин и Евгений Ботэ уехали из Омска. Сегодня квартет – это я, балалаечник Дмитрий Строкин, баянист Дмитрий Лемещук и Александр Таршиков, играющий на бас-балалайке.

– Кто придумал название «Тарские ворота»?

– Мы долго думали, как назвать коллектив. Хотелось, чтобы имя говорило о том, что мы  омичи, и было оригинальным. Однажды проезжали мимо Тарских ворот, и осенило: почему бы не назвать квартет именем исторического архитектурного сооружения? Тарские ворота – знаменательное для горожан место. Название будет запоминающееся.

– Вы не сразу стали самостоятельным коллективом?

– Сначала работали в составе Омского хора и параллельно в Органном зале. Квартет узнали, он стал востребованным. Когда встал вопрос: остаться в хоре или начать самостоятельную работу, мы предпочли второе.

– Какое произведение вы сыграли первым?

– «Калинку» в обработке Веры Городовской. Она прозвучала на первом концерте квартета «Тарские ворота» 16 октября 2018 года.

– А в Интернете в видеоролике с того концерта звучит «Ах вы, сени…» в обработке Александра Шалова. Все считают «Калинку» и «Сени» народными песнями, а оказывается, у них есть авторы?

– Для того чтобы народные песни стали инструментальными произведениями, над ними работают композиторы, аранжировщики. В нашем коллективе аранжировщик – Дмитрий Строкин.

У домры – трудная судьба

– На балалайках и домрах играли скоморохи, которые подверглись гонению после указа царя Алексея Михайловича «Об исправлении нравов и уничтожении суеверий». Балалайки сохранились только в людских, а домры вообще исчезли на два с половиной столетия, в XIX веке никто не знал о таком инструменте…

– Домра даже была признана дьявольским инструментом. И сегодня никто бы о ней не знал, если бы ее не возродил Василий Андреев, создатель Великорусского оркестра народных инструментов. Он и простонародную балалайку, и домру ввел в салоны и концертные залы. Сегодня считают, что домре больше двух тысяч лет. Но как она выглядела, как на ней играли в старину, неизвестно. Сегодня у нас домры Василия Андреева. Это исконно русский инструмент. Баян, гармошка – пришлые, иностранные, ассимилированные к русской музыке, а домра – русское изобретение.

– Как случилось, что вы выбрали именно этот инструмент?

– Я родом из Челябинска. В 9 лет пошла поступать в музыкальную школу учиться игре на фортепиано – по примеру подружки. Очень расстроилась, узнав, что прием уже закончен. Мне сказали: «Возьмем тебя в класс домры. А в следующем году перейдешь на фортепиано». Я согласилась. А когда пришло время менять инструмент, стало жалко расставаться с педагогом, с ребятами сдружились. И я отказалась. А меня, как девочку с хорошими данными, уже обещали педагогу по фортепиано. Но я стояла на своем. А потом окончила Челябинское музучилище, поступила в консерваторию. В Екатеринбурге мы с Дмитрием со второго курса работали в Уральском государственном оркестре народных инструментов. Муж – омич, он очень хотел вернуться в родной город. Мы еще студентами пошли на прослушивание в Омский хор, и нам сказали: «Получайте дипломы, приезжайте, ждем».

– Есть немало картин, на которых изображена домра, – в основном это натюрморты: домра с цветами, фруктами. Чем, на ваш взгляд, так мил инструмент сердцу художников?

– Наверное, живописцев привлекают старые инструменты. 100 с лишним лет назад Андреев ввел домры в моду. Их охотно покупали, на них учились играть. Потом эта мода отошла, и домра стала предметом для натюрмортов как старинная вещь. 

И классика, и джаз, и рок

– В 2012 году квартет удостоился Гран-при на Всероссийском конкурсе ансамблей народных инструментов, и вам вручили домру, специально изготовленную для победителей этого конкурса. Вы играете на ней?

– Изредка. Я училась играть на 4-струнной домре, а эта 3-струнная. В оркестре Андреева сначала была 3-струнная домра с квартовым строем, потом мастер Любимов сделал 4-струнную с квинтовым строем по аналогии со скрипкой. Сегодня музыканты играют на тех и других инструментах.

– Победа на конкурсе окрылила музыкантов тогда еще молодого квартета?

– Конечно. Инициатором проведения этого конкурса в Омске был наш земляк – народный артист России, профессор Академии им. Гнесиных домрист Александр Цыганков. Он хотел возродить славу Омска как города сильных инструменталистов. И это удалось. Конкурс был мощным, приехали музыканты из многих городов России, Казахстана. Жаль, что не было продолжения – второго, третьего конкурсов.

– Квартет виртуозно исполняет не только народную музыку, но и классику от Вивальди до Свиридова, киномузыку, джаз, эстраду. Какие проекты вы считаете наиболее интересными?

– Мне по сердцу путешествие на концерте из прошлого в настоящее. Наши программы в основном так и строятся. Интересно, как на русских народных инструментах звучит музыка разных эпох, разных композиторов. И мы доказываем каждый раз слушателю, что у квартета возможности безграничны. За 10 лет мы сыграли около 40 программ, более 400 произведений. Каждый год готовим 2 – 3 премьеры. Вот, например, подготовили мы сложную программу «Дорога без конца», посвященную цыганской музыке. Буквально выстрадали ее, соединив вместе фрагменты из оперы Бизе «Кармен», «Цыганские напевы» Сарасате, музыку Рахманинова, Хренникова, Цыганкова. Программа достаточно виртуозная. Еще один проект, которым можем гордиться, – музыка барокко. Казалось бы, миниатюры, но их играть совсем непросто. Вокалистка Вероника Бартеньева, которая выступала с нами, говорит: «В этой музыке нельзя себе позволить вибрато, фиоритуры, барокко надо петь точно, цепко». И так же исполнять инструменталистам. Было приятно, когда после концерта нам говорили: «Мы не ожидали, что у народников такой высокий, столичный, уровень и они могут исполнять музыку барокко».

– А какая программа пользовалась наибольшим успехом у слушателей?

– Неожиданно для нас –  «Итальяно веро». Звучала музыка от Вивальди до Тото Кутуньо. Работать над итальянской программой было удивительно легко. И у собравшихся в зале она на слуху, поэтому отклик был благодарный.

– Домра – троюродная сестра средневековой лютни, для которой в Европе писалось немало красивой музыки. Не было желания освоить и этот инструмент?

– Пока нет. У меня есть мечта играть еще и на мандолине. Очень хочется, чтобы филармония приобрела мандолину.

– А какими еще инструментами вы владеете?

– В квартете я еще иногда играю на жалейке – это древняя народная дудочка.

– В каком зале предпочитаете выступать?

– Конечно, в Органном с его прекрасной акустикой, где не требуется дополнительной подзвучки. Немного жаль, что сегодня живые концерты становятся уделом элитарного слушателя. Есть возможность заинтересовать массовую аудиторию – существуют электродомра, электробаян, электробалалайка. Но это не то. Именно живой звук интересен. 

– В квартете есть творческий лидер?

– Художественный руководитель – Дмитрий Строкин. Но на самом деле все равны, все незаменимы. Я иногда сравниваю наш коллектив с человеком. Я – шея, муж – уши и руки, Дмитрий и Александр – глаза и руки. Мы все музыканты-профессионалы.

– Омичи всегда с любовью принимают исполнителей на народных инструментах. Как вы считаете, что привлекает слушателей?

– Люди скучают по живой музыке. В нас генетически заложена вибрация струн, вибрация звука. Раньше колокольным звоном очищали города. Здесь та же физика, та же химия. Она сохранилась, люди подсознательно тянутся к народным инструментам. А электрозвуков в генетике нет. Эта музыка может быть веселой, развлекательной. Но когда есть потребность в наполнении души, она не годится, нужна другая.

– Евгения, 26 марта в Концертном зале состоится концерт, посвященный десятилетнему юбилею квартета «Тарские ворота». Чем удивите омичей?

– Мы выступим и с симфоническим оркестром, и с нашими солистами-вокалистами, и с ансамблем «Премьер», и с балетом Омского хора, и с кавер-группой «Цемент-бэнд». Будет звучать музыка от классики до рока в самых невероятных составах. Какая – это пока секрет. Мы действительно хотим удивить публику.

Автор Светлана Васильева Фото Евгений Кармаев

Ещё новости о событии:

Автор Светлана Васильева Фото Евгений Кармаев Домристка квартета народных инструментов Омской филармонии «Тарские ворота» о юбилее и лучших программах коллектива.
09:50 20.03.2019 Омская правда - Омск
Евгения Строкина: «Хотим удивить публику» - ИА Омскрегион
Домристка квартета народных инструментов Омской филармонии «Тарские ворота» о юбилее и лучших программах коллектива.
08:54 20.03.2019 ИА Омскрегион - Омск
 
По теме
Уважаемые друзья!  Закончила работу выставка   обучающихся Тарской ДШИ. Часть работ можно будет увидеть на выставке в Культурном Центре им.
Награда волонтёру - Газета Омский пригород Активист волонтёрского сообщества «Помощь солдатам» был награждён медалью.
Газета Омский пригород
Весна идет в музей! - Музей-заповедник Старина Сибирская С наступлением весны жизнь как будто расцветает, оживает природа. Меняются темы экскурсий в музее.
Музей-заповедник Старина Сибирская