Евгений Князев: «Театр – вещь не развлекательная, а интеллектуальная»

Евгений Князев: «Театр – вещь  не развлекательная, а интеллектуальная»
Фото: omskregion.info

Известный актер о работе на сцене, роли Вольфа Мессинга и съемках в кино.

Ирина Борисова

В Омске с моноспектаклем «Пиковая дама» выступил народный артист РФ Евгений Князев. Наш корреспондент встретился с ним.

Мы каждый день другие

– Евгений Владимирович, еще недавно на сцене Вахтанговского театра шел этот спектакль, в котором вы играли роль Германна. Сегодня вы исполняете все заглавные роли один. Почему вы остались верны этой постановке?

– «Пиковую даму» поставил великий режиссер Петр Наумович Фоменко в 1996 году. Главные роли исполняли замечательные актрисы Людмила Максакова, Нонна Гришаева, Марина Есипенко. Прошло время, и было принято решение убрать его из репертуара театра. Но мне не захотелось расставаться со спектаклем, и я сделал монопостановку, с которой выступаю перед зрителями. Фоменко – уникальный театральный режиссер, сделавший много для театра, а слава к нему пришла после 60. Он создал свой театр, который теперь называется «Мастерская Петра Фоменко». Честно занимался тем, чем хотел заниматься. На репетициях нам говорил: «Никогда ничего не столбите», то есть ничто не должно быть только так, а не иначе. «То, что я говорю сегодня, – объяснял он, – более правильно, чем то, что я говорил вчера». Потому что мы каждый день другие.

– Ваша старуха, знавшая тайну трех карт, какая?

– Всегда разная. Для меня главное – рассказать историю по-новому каждый раз. Вы ведь тоже одну и ту же историю рассказываете в новой манере, так ведь? Здесь – то же самое. Я посвятил свой спектакль Петру Наумовичу Фоменко, которому  благодарен за то, что он помог мне почувствовать, что такое  театр. Уже не все помнят это имя, к сожалению. Студенты , которые поступают к нам в Театральный институт имени Щукина, не знают, кто такой Анатолий Эфрос, Георгий Товстоногов, Олег Борисов, Евгений Лебедев…  А что они играли, какие спектакли ставили, уже мало кто помнит. Время – вещь жестокая, стремительная.

– А театр?

– Театр – вещь не развлекательная, а интеллектуальная, даже если мы играем водевиль или комедию. Каждый спектакль должен давать что-то душе человеческой, и если у нас это получилось, если зритель приходит к нам за живой эмоцией, переживанием, мыслями и актеры дают ему это – значит, есть смысл в нашей профессии.

Эмоция придет от зала

– С вашей точки зрения, зрители сейчас такие же, какие были несколько лет назад, или изменились?

– Я играю разные спектакли, и на каждом спектакле разный зал. Но я точно знаю, что зрителя  всегда нужно завоевывать. Как десять или двадцать лет назад, так и сегодня. И если артист на сцене не будет включаться в процесс, то ничего не выйдет. Но работать надо не так, чтобы понравиться, а так, чтобы ты жил на сцене, чтобы каждая твоя секунда была оправданна, чтобы ты не позволял себе отдыхать даже в паузах. Это трудно, но всегда нужно бороться за зал. Эта борьба начинается с момента выхода на сцену. Иногда кажется, что ты так устал, и не знаешь, где силы брать.  Но зазвучат первые звуки музыки, ты выходишь на сцену и  думаешь: а вдруг в зале  зритель, который  впервые пришел на спектакль? А может, он именно на тебя пришел посмотреть? И  это  мобилизует. Появляется второе дыхание, новые интонации. Партнер что-то сказал по-другому – ты по-другому ответил. И вот уже одно покатилось за другим. От этого каждый спектакль особенный.

– Что такое успех в театре?

– Спектакль рождается в момент выпуска, когда он находит своего зрителя. И когда случается тот самый успех – это отражение того, что твоя жизнь  не напрасна  и ты избрал эту профессию не зря.

– Как вы готовитесь к выходу на сцену? Или все происходит на автоматизме?

– Если кто-то скажет, что не готовится, то он слукавит. Безусловно, в этом есть некоторые ремесленнические моменты, никуда от этого не денешься, иначе можно было бы сойти с ума. Конечно, у нас идет внутренняя подготовка к роли. Ты же заранее знаешь, когда и какой спектакль будешь играть. И ты внутренне знаешь, чего ты точно не должен делать, а что, наоборот, нужно. Желательно, например, текст повторить, вспомнить, что происходило на репетициях. А эмоция –  она придет от зала, который будет воспринимать или не воспринимать твою игру.

– А как вы отдыхаете?

– Когда-то моя учительница по танцам сказала: «Когда очень устаешь и не по себе, очень хорошо поработать с землей, потому что она заземляет, забирает отрицательную энергию». Земля для меня та стихия, которая помогает. Например, я не люблю воду, она мне не нужна, а вот заниматься землей – другое дело. Еще люблю все связанное с огнем.  Я Лев по знаку зодиака, и в этом знаке мне комфортно.

Третьего не дано

– Евгений Владимирович, по первому образованию вы – горный инженер. А почему не сразу поступили в театральный институт?

– К театру меня тянуло всегда, однако страх не поступить   оказался сильнее. Не верил я, что поступлю без протекции. Это сейчас смело могу сказать, как ректор института, что нужны только талант и характер, а тогда считал по-другому.

– А не страшно было идти служить в Вахтанговский театр, где многие артисты давно стали легендами еще при жизни: Людмила Целиковская, Михаил Ульянов, Василий Лановой?

– Страшно было так, что  даже передать не могу. Мне казалось, что я попал на небо, ведь таким большим артистам не было особого дела до нас, молодых. С ними здороваешься, они вроде тебе и отвечают, а в свой круг пускать не хотят. Нужно было очень много времени просуществовать в театре, чтобы тебя признали за «своего». Это самый большой труд – прижиться в театре.

– Что интереснее – работа на сцене или на съемочной площадке?

– Выходя на сцену, я знаю, что должен рассказать историю от начала до конца и могу полагаться только на самого себя, а в кино целый день  можно играть одну и ту же фразу до тех пор, пока режиссер не скажет «снято». В фильме все зависит от мастерства режиссера, от того, как он сложит картину. Но есть хороший артист или плохой. Третьего не дано. Можно каждую роль проживать, а можно освоить технику, а внутри себя ничего не иметь.  Если к роли плохо относиться, она отомстит тебе. 

– Роль Вольфа Мессинга понравилась чуть ли не всей стране. Как вы думаете, почему?

– Это нужно спросить у зрителей. Но каково жить человеку, у которого есть какие-то сверх­способности, я догадался.

– Много лет вы возглавляете самый известный театральный вуз – имени Щукина. Чем живет «Щука» сегодня?

– Недавно мы отметили 103-летие нашей театральной школы. Пришли наши бывшие ученики. Семьдесят лет назад  институт окончила Юлия Константиновна Борисова, 60 лет – Василий Семенович Лановой, 50 лет – Анастасия Вертинская  и еще многие известные артисты и режиссеры. Мы ценим своего учителя Евгения Багратионовича Вахтангова, который говорил: «Чем ярче вы будете работать, тем больше запомнитесь». Мы не боимся яркости. Сейчас очень трудно смотреть на артистов 60 – 70-х годов, потому что они играют совершенно в другой, медленной манере. Сейчас другие ритмы, так уже не мыслят, говорят быстрее, идут быстрее – все ускоряется. Значит, нужно этому соответствовать.

Досье «ОП»

Евгений Владимирович Князев, российский актер театра и кино. Родился  9 августа 1955 года в Туле. Окончил Тульский политехнический институт по специальности «горный инженер» (1977),  Театральное училище имени  Б.Щукина (1982). Служит в Мос­ковском академическом театре имени Е. Вахтангова.


Народный артист РФ (2001). Ректор Театрального института имени Б. Щукина (2003). Снялся  более    чем в 30 кинолентах, среди которых «Поздняя любовь», «Вольф Мессинг», «Страсти по Чапаю», «Вангелия», «Орлова и Александров», «Мир вашему дому!».

Евгений Владимирович Князев, российский актер театра и кино. Родился  9 августа 1955 года в Туле. Окончил Тульский политехнический институт по специальности «горный инженер» (1977),  Театральное училище имени  Б.Щукина (1982). Служит в Мос­ковском академическом театре имени Е. Вахтангова. Народный артист РФ (2001). Ректор Театрального института имени Б. Щукина (2003). Снялся  более    чем в 30 кинолентах, среди которых «Поздняя любовь», «Вольф Мессинг», «Страсти по Чапаю», «Вангелия», «Орлова и Александров», «Мир вашему дому!».

Евгений Владимирович Князев, российский актер театра и кино. Родился  9 августа 1955 года в Туле. Окончил Тульский политехнический институт по специальности «горный инженер» (1977),  Театральное училище имени  Б.Щукина (1982). Служит в Мос­ковском академическом театре имени Е. Вахтангова.Народный артист РФ (2001). Ректор Театрального института имени Б. Щукина (2003). Снялся  более    чем в 30 кинолентах, среди которых «Поздняя любовь», «Вольф Мессинг», «Страсти по Чапаю», «Вангелия», «Орлова и Александров», «Мир вашему дому!».


 
По теме
Награда волонтёру - Газета Омский пригород Активист волонтёрского сообщества «Помощь солдатам» был награждён медалью.
Газета Омский пригород
Весна идет в музей! - Музей-заповедник Старина Сибирская С наступлением весны жизнь как будто расцветает, оживает природа. Меняются темы экскурсий в музее.
Музей-заповедник Старина Сибирская