Театральная публика с большим интересом отнеслась к новой постановке Омской драмы в воплощении известного режиссера из Санкт-Петербурга.
Накануне в Омском театре драмы с аншлагом прошла премьера спектакля «Дон Жуан или Любовь к геометрии». Одна из лучших пьес швейцарского классика Макса Фриша считается произведением сложным как для воплощения, так и для восприятия. Абсурд – это самая краткая, но точная ее характеристика. Но как раз отсутствие логики и многоплановость позволяют режиссерам вкладывать в постановку свои смыслы.
«Дон Жуан, или Любовь к геометрии» написана в 50-годы прошлого века. Ставили ее и в СССР. Именно Дон Жуан стал одной из первых звездных ролей Андрея Миронова на сцене Московского академического театра сатиры. А в конце 80-х красивый музыкальный фильм с Игорем Скляром в роли легендарного ловеласа показывали по ТВ.
Правда, до фришевских глубин тогда никто и не пытался «донырнуть». И хотя действие пьесы разворачивается в «эпоху красивых костюмов» где-то в Севилье, Дон Жуан был современен и во второй половине прошлого века, и сейчас. А сам Макс Фриш актуален и очень популярен в наше время, его пьесы идут во многих странах, в том числе, в России.
Режиссер из Санкт-Петербурга Александр Баргман , худрук «Такого театра», известный омичам по постановкам «Лжец» и «На чемоданах» (идут в Омском академическом театре драмы), отметил, что во фришевском «Дон Жуане» заложены три взгляда на историю. Это, кстати, характерно для мыслителя и философа Фриша, который в своем творчестве очень часто прибегает к такому приему: он «проигрывает» разные возможности человека.
Спектакль Омской драмы позиционируется, как «трагикомедия в трех измерениях». И это — режиссерская трактовка Баргмана. Ведь до него из фришевского «Дон Жуана» чаще делали комедии.
...Спектакль на сцене Омской драмы удивляет еще до того, как начаться. Занавес раскрыт, а некие действия со стороны актеров происходят уже во время рассадки зрителя. Таким образом, дается тонкий настрой: необходимо подготовиться к чему-то необычному. Бросается в глаза и необычная сценография.
Зрителям предстоит увидеть эволюцию человека и персонажа. Вначале он юноша Дон Жуан, призвание которого – служить науке. Молодой Жуан не интересуется женщинами, в публичном доме он играет в шахматы, а более всего его занимает геометрия, которая здесь, скорее, метафора универсального порядка. А потом случается слом: «Откуда я знаю, кого люблю? После того как я убедился, что все на свете возможно – даже и для нее, моей невесты, которая меня ждала - меня одного, и вот, осчастливил же ее первый встречный, которым случайно оказался я»… Юноша всячески сопротивлялся тому, чтобы стать Дон Жуаном, но становится богоборцем.
Во втором части мы уже видим Дон Жуана в возрасте Христа. Случайность? «Я духовно устал — устал от богохульства. Двенадцать лет жизни, безвозвратно погубленной этим ребяческим противоборством с голубым воздухом, называемым небесами», - восклицает уже не тот человек, которого зритель видит вначале. Но есть еще и третье воплощение Дон Жуана.
Ведущую и, пожалуй, самую сложную роль режиссер доверил Егору Уланову . Объясняя выбор пьесы, Александр Баргман рассказал, что, в частности, ориентировался на образ Дона Жуана в собственном исполнении в театре им. Комиссаржевской, правда, другого мольеровского, персонажа. И на Егора Уланова – Баргман успел не только сработаться, но и подружиться с актером на прошлых постановках.
Егор Уланов перед премьерой признался, что воплощать идеи режиссера в данном случае было сложно, но очень интересно, приходилось много рефлексировать.
Роль Миранды, изначально шлюхи из публичного дома, досталась Юлии Пошелюжной . Командора Севильи Дона Гонсало сыграл Руслан Шапорин , его жену Донну Эльвиру Анна Ходюн . Образ отца Диего воплотил заслуженный артист России Сергей Оленберг . В других ролях: Николай Михалевский , Иван Курамов , Екатерина Потапова , Владислав Пузырников , Ирина Бабаян , Кристина Лапшина и другие.
Хотелось бы отметить незаурядные работы художника-сценографа Николая Чернышова , художницы по костюмам Елену Жукову , режиссера по пластике Николая Реутова , консультанта по стилю Сергея Данишевского .
…Как писал Макс Фриш, «единственная стихия Дон Жуана — театр, смысл которого в том, что личность и маска на сцене не совпадают, и это приводит к подмене одного другим… повсюду, где человека еще нет и он ищет себя».
У омичей появилась уникальная возможность попасть в этот фришевский театр Дон Жуана. Только не нужно думать, что будет легко, ведь даже те, кто знаком с пьесой в разных постановках, находят для себя много нового.
Ольга Ложникова,
Фото Андрея Кудрявцева